Самый известный художник соцреализма Василий Ефанов - наш земляк

Попробуйте вспомнить самого известного художника, родившегося в Самаре. Согласитесь, задача не из легких. А между тем Самара - родина самого выдающегося соцреалиста, Василия Прокопьевича Ефанова. Автор знаменитых полотен «Незабываемая встреча», «Сталин, Ворошилов и Молотов у постели больного Горького», «Встреча выпускников летной академии Жуковского и артистов театра Станиславского», «Заседание Академии наук СССР». Ефанов был непревзойденным мастером парадного портрета, огромных полотен со сложнейшими многофигурными композициями. Его искусство, венчающее сталинизм академическим венком, долгое время было в непонятном статусе. Из-за сюжетов картин его даже называли «основоположником аплодисментного реализма», но как ни относись к нашей живописи советской эпохи, с масштабом таланта и творчества Ефанова нельзя не считаться. Соцреализм - это наш Большой Стиль. Василий Ефанов - его ярчайшая звезда. А родился Вася в 1900 году на улице, названной в честь героя одной из наших прошлых публикаций, - на Шихобаловской.

Внук пастуха

Василий Ефанов - самый настоящий самарский самородок. Родился в семье вчерашних крестьян, его дед был пастухом в Шенталинском районе. Всего в семье было десять детей, поэтому жили скудно, но честно. Отец был мелким предпринимателем, по-тогдашнему - лавочником. Но образование на уровне средней школы Вася получил и поступил в 1917 году в наш Художественно-промышленный техникум - современное художественное училище. Несмотря на то, что за время его обучения, с 1917 по 1919 год, произошла Октябрьская революция, в Самаре был объявлен КОМУЧ, город был захвачен белочехами, а потом красными и в стране бушевала Гражданская война, Художественно-промышленный техникум продолжал обучение студентов. Еще в 1919 году Василия Ефанова заметили и направили как талантливого студента на курсы в Петроград. Но Василий не смог сдать экзамены и вернулся. В это же время он увлекся театром и не мог определиться с выбором пути. Живопись вроде бы побеждала. Но попытки поступления в бывшую академию художеств, а потом в московский ВХУТЕМАС снова были неудачными. Интересно, что товарищ Ефанова по техникуму, также сомневавшийся, что ему выбрать - живопись или театр, поехал в Петтроград. Звали товарища Николай Симонов. Он потом тоже получит несколько сталинских премий, но не как художник, а как артист. Великий русский артист, а почти век назад - однокурсник Василия Ефанова в самарском техникуме.

Последняя попытка

Первые годы советской власти, при всей чудовищной жестокости происходящего, давали людям невероятные возможности. Социальные лифты носились вверх-вниз очень быстро, надо было успеть заскочить - и вверх! С 1919 по 1921 год Василий предпринял несколько неудачных попыток выбраться из Самары, но только в 1922 году окончательно перебрался в Москву. Здесь он учился у выдающегося русского графика и педагога Дмитрия Кардовского, который, в свою очередь, был одним из любимых учеников Ильи Репина. За пять лет обучения Василий Ефанов освоил наследие русской реалистической школы. Даже самые жестокие критики соцреализма сталинской эпохи сквозь зубы, но соглашаются: Ефанов был совершенно выдающимся мастером реалистической школы. Люди на его полотнах как живые, даже немного живее просто живых.

























Обретение величия

К началу тридцатых годов все модернистские и авангардные течения в советском искусстве были отодвинуты в сторону. Взамен передовых идей конструктивизма, супрематизма и всех прочих «измов» революционной поры приходит социалистический реализм. Искусство пафосное и героическое, но при этом понятное массовому зрителю и призванное этому зрителю показать величие эпохи и ее творцов. Не случайно Василий Ефанов, состоявшийся уже художник, стал мастером соцреализма во время коллективной работы над диорамой «Штурм Перекопа». Диорамы - огромные реалистические полотна, прославляющие героизм советских людей, выполняли важную пропагандистскую задачу. Подвиги нового времени должны были затмить всё, что было в истории до Великого Октября. И с этой задачей Ефанов справился. В той же мастерской, где целая бригада талантливых художников создавала диораму, Ефанов написал картину, которая стала одним из главных символов соцреализма, - «Незабываемую встречу».

Символы Страны Советов

Вообще, у этой картины несколько названий. Изначально она называлась сакрально-емко: «Незабываемое». Потом появилось название, разрушающее эту ауру, но зато показывающее, пусть и невольно, истинное содержание советской власти: «Встреча товарища Сталина с женами сотрудников Наркомата промышленности». То есть это не героини труда, не стахановки и передовые доярки, а вполне себе респектабельные дамочки, аппаратные жены. Естественно, что встреча с вождем, благодаря которому они попали в этот номенклатурный рай, для них незабываема, и с лиц не сходит выражение восторга и обожания. И хотя стиль этот называется «социалистическим реализмом», реалистичности в нем было мало. Это огромные пропагандистские плакаты, выполненные с исключительным мастерством, при том что сам Ефанов на этой «незабываемой встрече» не был, и даже какой-то фотографии или материала для работы у него не было. Только мастерство живописца и понимание того, как это должно было выглядеть. Социалистический идеализм. А как еще охарактеризовать картину, сюжет которой состоит в том, что Константин Станиславский выступает перед молодыми военными летчиками - сталинскими соко-
лами? Или огромное стометровое (!) полотно «Лучшие люди Страны Советов», украсившее советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в НьюЙорке?

























Академический импрессионизм


Несмотря на то, что сочетание «соцреализм» давно уже стало штампом, и одно из основных значений этого штампа в том, что соцреализм в СССР был везде, настоящих художников-соцреалистов не так-то и много. Крупных, да что уж там, великих, вообще не больше трех-четырех человек, и Василий Ефанов - среди них первый. Хотя его стиль, если вглядеться в работы повнимательнее, можно назвать академическим импрессионизмом. На той же «Незабываемой встрече» все написано так, чтобы вызвать у зрителя такое же чувство радости и восторга, как и у героев картины. Выражать впечатления от встреч, на которых не был, используя весь арсенал академического искусства, Василий Ефанов умел как никто другой. Поэтому он пять раз удостаивался Сталинской премии. Но если окинуть взором все его наследие, становится понятным, что был и другой художник Ефанов - мастер психологического портрета, великолепный график и любитель жанровых сценок. Но… все это наследие и его огромная работа, проделанная после заката сталинского соцреализма, видимо, навсегда останутся в тени «Незабываемой встречи».

Ефанов как миф и загадка

Как мальчик из крестьянской семьи стал главным художником Советского Союза? О чем думал Василий Ефанов, создавая монументальные полотна с выдающимися людьми Страны Советов? О братьях и сестрах, которые не все пережили незабываемые встречи с русской историей - голод, войну, страдание? Какой ценой давался художнику «аплодисментный реализм»? И как он прошел такой путь - огромный и непостижимый? Увы, этого нам уже не узнать. Да и память наша слишком мала, чтобы увековечить в Самаре имя Василия Ефанова - великого художника великой эпохи.


Дата: 12 декабря 2016 , 10:28
1891
Автор текста: Илья Сульдин
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
Последнее из раздела Самарский характер
20 января 2018 , 20:31
418
  Игра состоялась в субботу, 20 января, в рамках зарубежного сбора в Турции.
20 января 2018 , 15:00
400
Наверное, только самые стойкие самарцы еще не избавились от главного атрибута прошедших...
20 января 2018 , 13:34
354
2018-й ознаменовался для «Альянс Франсез Самара» не только тем, что это Год...
20 января 2018 , 13:09
350
Историю создают не только великие личности - полководцы, правители, государственные деятели,...
20 января 2018 , 11:20
307
В первой половине этого года увидят свет новые альбомы Cheese People и проекта...
19 января 2018 , 19:31
447
В пятницу, 19 января, в Самаре полномочный представитель президента Российской Федерации в...
19 января 2018 , 17:29
409
По мнению следователей, именно из-за его халатности произошел пожар с многомиллионным...
19 января 2018 , 15:39
480
Еще шесть тысяч человек посетили Полевой спуск в качестве зрителей.
19 января 2018 , 14:42
762
Трагедия произошла 10 января 2018 года.
19 января 2018 , 14:06
440
 
 
Выбор читателей
Выбор редакции
Выйти замуж за иностранца. Берег турецкий
30 декабря 2017
4309
4
"Исповедь" бывшей жительницы Самары Екатерины Комаревцевой, в которой она объясняет,...
Глава Самары Елена Лапушкина о местном самоуправлении и активных самарцах
26 декабря 2017
3189
Минувшей весной был утвержден новый состав Совета при Президенте Российской Федерации по...
Киноизмышлизм. «Рубильник» - Игра в кино (17+)
8 января 2018
2970
После череды блокбастеров в кинотеатрах наступило временное затишье, и в целом это хорошо,...
Киноизмышлизм. «Чудо-женщина» - для самых маленьких (16+)
6 января 2018
2676
Несколько десятилетий в комиксовой индустрии идет жесточайшее противостоянии двух гигантов...
Киноизмышлизм. «Чужой: Завет» - как не нужно делать приквелы (18+)
4 января 2018
2630
1
Продолжаем вспоминать удачные и провальные кинопроекты прошлого года. Прежде чем...
Киноизмышлизм. «Рубильник» - Игра в кино (17+)
8 января 2018
2970
После череды блокбастеров в кинотеатрах наступило временное затишье, и в целом это хорошо,...
Киноизмышлизм. «Чудо-женщина» - для самых маленьких (16+)
6 января 2018
2676
Несколько десятилетий в комиксовой индустрии идет жесточайшее противостоянии двух гигантов...
Киноизмышлизм. «Чужой: Завет» - как не нужно делать приквелы (18+)
4 января 2018
2630
1
Продолжаем вспоминать удачные и провальные кинопроекты прошлого года. Прежде чем...
График работы транспорта в новогоднюю ночь
25 декабря 2017
1358
В ночь на 1 января в Самаре продлят работу автобусов, троллейбусов и трамваев. Задействуют 58...
В новогоднюю ночь за порядком будут следить более 250 полицейских
25 декабря 2017
1075
Также в ночь с 31 декабря на 1 января будут работать сотрудники частных охранных организаций.