Эксперты рассказали, каким видят будущее Самары

07.09.2017

526

Автор: Оксана Воронина

Эксперты рассказали, каким видят будущее Самары

Будет ли Самара расти в высоту или, напротив, продолжит расширяться? Останется ли она городом промышленников и бизнесменов или добавит себе звание студенческой и курортной мекки? О будущем Самары, ее потенциале и имидже корреспонденты «СГ» спросили у экспертов.

Куда строить будем?
Город, который 431 год назад начинался с маленькой деревянной крепости на стрелке двух рек, сегодня протянулся вдоль Волги на 50 километров. Крепость Самарский городок по периметру была всего 635 метров. Территория современной Самары занимает площадь больше чем 540 квадратных километров. Как разрастется наш город в ближайшие 10-15 лет?

— Со временем город станет более многоуровневым. Эта тенденция только намечается, пока подземные пространства у нас задействованы мало. На самом деле это большие резервы, которые через некоторое время будут более активно включаться. Дефицит парковочных мест заставит проектировщиков и строителей делать не открытые стоянки, а благоустроенные подземные паркинги. Часть общественного пространства тоже уйдет в нижний ярус, — пояснила декан факультета «Дизайн» СамГТУ, член Союза архитекторов России Светлана Малышева.

Продолжит развитие и высотное строительство, убеждена эксперт. Скорее всего, оно не станет лезть в историческую часть, где перемешается с мелкомасштабной застройкой, а будет формировать свои зоны вблизи исторического центра, где уже сейчас наметился высотный пояс.

Идею развития высотного города поддерживает и председатель правления Самарской гильдии строителей Любовь Аристова.

— Сегодня очень важна комфортность среды обитания. Строительство должно быть смешанное, но не барачное. Важно не количество жилья, а качество и удобство. Очень надеемся, что будет развиваться историческая часть города и как можно быстрее начнется строительство «5 кварталов», проект планировки которых уже сделан. Жилых микрорайонов на периферии уже достаточно, — прокомментировала эксперт.

Созвучие эпох
Созидать будущее, не стирая прошлого. Именно по такому принципу должен развиваться город, убеждены эксперты. Самаре будущего, по мнению Светланы Малышевой, надо одновременно показать и свою историческую глубину, и современное лицо.

— Каждая эпоха должна быть представлена в городском облике. У нас сохранились исторические кварталы времен Екатерины II, обнаружены фрагменты крепости Петровской эпохи. Все это добавляет нам глубины истории, делает город еще более сложным и многовариантным. Город еще больше проявит себя в разных исторических пластах, в его домах и улицах будут раскрыты различные этапы городской летописи. В ближайшие 10-15 лет Самара станет еще более гармоничной в плане обновления своей среды, — прокомментировала Светлана Малышева.

Исторические кварталы города, которые десятилетиями были незаслуженно заброшены, по словам главного архитектора города Алексея Самарцева, в последнее время под особым вниманием

— К 2018 году будет отреставрировано 410 фасадов объектов историко-культурного наследия. Полагаю, что эта тенденция обновления исторического центра сохранится и в ближайшие годы, — говорит Самарцев.

Комфорт общения
Эксперты отмечают, сейчас идет активное преобразование общественных пространств и благоустройство города. Причина тому не только в подготовке к мундиалю.

— Происходит это еще и потому, что в 2017 году проект «Формирование комфортной городской среды» стал одним из приоритетных национальных проектов. К его реализации подключены власти всех уровней, профессиональные сообщества архитекторов, дизайнеров и вузы. Программа рассчитана на четыре года и уделяет внимание не только крупномасштабным пространствам, таким как парки или набережные, но и камерным территориям дворов, в которых важно создавать уют, — сказала Светлана Малышева. Работы по улучшению внешнего облика Самары не должны закончиться вместе со стартом Чемпионата мира по футболу, подчеркивает главный архитектор города.

— Безусловно, в преддверии мундиаля сделано многое. Была разработана единая архитектурно-художественная концепция благоустройства, которая призвана придать новое звучание городской застройке. Мы рассматриваем в комплексе ландшафтные преобразования, озеленение, мощение, освещение и так далее. Все должно гармонично сочетаться, образовывать единый стиль, — рассказал Алексей Самарцев. — Каждый район сегодня получает собственное цветовое решение, этот вектор развития городского стиля необходимо сохранить и в будущем. Следование единой концепции благоустройства позволит не только улучшить внешний облик Самары, но и, следуя актуальным урбанистическим тенденциям, повысить уровень комфорта городской среды.

Заглядывая на 15 лет вперед, эксперты предполагают, что в Самаре появится новая городская площадь.

— Пятая, главная, площадь Самары будет сформирована новой застройкой. Возможно, она появится на потенциальных площадках в районе заводов 4 ГПЗ или ЗиМ. Возможно, продолжится тематика развития набережных, — рассказала декан СамГТУ. — Самара будущего — это центр пересечения коммуникаций. Вполне вероятно, что в ближайшее время у нас появятся видовые рестораны и гостиницы с открытыми бассейнами, что подчеркнет достоинства курортного города. Сегодня пока не хватает площадок, с которых бы открывались виды на город и Заволжье, где можно было бы любоваться природой национального парка. Это потенциал, который еще можно развивать.

Следующая остановка
За 15 лет над улицами Самары вряд ли начнут курсировать автобусы-самолеты и остановки не превратятся в телепорты, но современные технологии все же придут на помощь транспортникам. Причем строительство многоуровневых развязок и мостов — не единственный, по мнению специалистов, путь развития транспортной системы.

— В будущем важно находить ресурсы, которые позволят относительно небольшими деньгами решать проблемы трафика. К числу таких ресурсов относится создание транспортно-рельсового каркаса. В него входят существующие и дополнительные линии метро, городская электричка, скоростной или условно скоростной трамвай на выделенном полотне, не совмещенный с другими участниками движения, как, например, это сделано на улице Ново-Садовой, — рассказал директор некоммерческого партнерства «Геоинформспутник» Андрей Чернов. — Такому каркасу необходимы транспортно-пересадочные узлы. Это позволит сильно ускорить движение, пересадить людей с личного на общественный транспорт и частично освободить город от пробок. Это тенденция, которая будет развиваться в ближайшее время.

Кроме того, уверены специалисты, необходимо повышать связанность улично-дорожной сети. Небольшие улицы должны корреспондировать между собой так, чтобы из одного конца города в другой можно было проехать не одним-двумя путями, а как минимум шестью-семью. Это позволит разгружать основные магистрали в те моменты, когда они будут сильно заполнены.

— Ограничение движения на личном транспорте, связанное с зонами платной парковки, — еще одно направление будущего развития. Так или иначе Самара перейдет на повременную оплату в общественном транспорте, значительно сократится количество маршрутов. При этом частота движения автобусов увеличится, и удобнее будет добраться с пересадкой, чем ждать прямой маршрут. К этому уже идут многие города, например Екатеринбург, — уточнил Андрей Чернов.

Будущее — за интеллектуальными транспортными системами, которые подстраивают циклы светофоров и действия знаков под время суток и текущую транспортную активность на дороге.

— Часть из этих примет будущего, таких как скоростной трамвай, например, можно начать реализовывать буквально со следующего года. Однако важно не забывать, что в сфере транспорта нет так называемой «серебряной пули» — одного чудодейственного решения, которое все исправит. Необходимо принимать комплекс мер, — заключил эксперт.

Гостям хорошо и дома лучше
В перспективе как минимум ближайшей десятилетки ставка во многих сферах делается на наследие Чемпионата мира по футболу.

— Во время и после проведения Чемпионата Самара будет встречать гостей обновленной инфраструктурой: помимо нового стадиона туристы смогут посетить отреставрированную набережную и музеи, проехать по новым дорогам и отдохнуть в новых гостиничных комплексах, — прокомментировал руководитель областного департамента туризма Михаил Мальцев. — Ориентироваться в городе поможет система туристской навигации: дорожные знаки укажут на интересные и рекомендуемые для посещения объекты, а разобраться в местах и времени проведения фестивалей, выставок и праздников помогут сотрудники туристских информационных центров, уже открытых и работающих круглосуточно в международном аэропорту Курумоч и на железнодорожном вокзале. Разработанные специально к Чемпионату пешеходные и речные экскурсии позволят с новой стороны взглянуть на исторический центр города и узнать об этапах его развития.

Гости уедут, а Самара останется домом для миллиона постоянных жителей. Президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский убежден, что в город нужно привлекать не только туристов, но и удерживать и даже увеличивать численность местного населения.

— В связи с Чемпионатом активно развивается локальный и межгородской транспорт. Есть современный аэропорт, строятся автомобильные дороги. Все больше людей может перемещаться достаточно быстро между городами, что создает хорошую основу для постоянных миграций населения. Нужно создавать условия, которые бы привлекали население в наш город, стимулировали людей жить здесь и инвестировать в это пространство свое время и труд. Это могли бы быть не универсальные меры, а конкретные решения для отдельных частей общества. За двумя-тремя социальными группами потянутся все остальные. Крайне важно будет создать единую концепцию города и продвигать ее, для этого необходимы оригинальные идеи развития и политическая воля, — подчеркнул Владимир Звоновский.

С необходимостью формирования единой концепции и бренда Самары согласна и арт- директор креативного агентства General Line! Ирина Карандаева.

— Бренд принес бы городу реальные деньги, повысил бы инвестиционную привлекательность, стимулировал бы приток квалифицированных кадров и внутренних мигрантов, усилил бы туристический поток, дал бы власти поддержку населения в едином стремлении к развитию города, — подчеркнула она.

Политологи в свою очередь обращают внимание на то, что для эффективного развития города нужно воспитывать социально- психологическую готовность человека к самоуправлению.

— Естественно, нужно формировать заинтересованность в том, чтобы город развивался. Важно создавать правовую основу, финансово-материальную базу самоуправления. Для этого нужно, чтобы и само население активно содействовало поиску финансов для наполнения местных бюджетов, особенно своих районов, — рассказал член Общественной палаты Самарской области, политолог Виктор Полянский.

По его мнению, сейчас созданы все предпосылки того, чтобы жители города осваивали самоуправление как систему самообеспечения своих интересов.

— Достигнут хороший уровень вовлечения жителей в управление общими делами: созданы общественные советы, советы домов. Жителям предложено самим решать возможные проблемы на основе контроля над муниципальной властью. Это и есть одна из составляющих общего успеха горожан по формированию комфортной среды для проживания, процветания города, — заключил эксперт.

Читайте также:

Новости

После открытия юбилейной студвесны самарцев развезут по домам автобусы

Напомним, юбилейный XXX фестиваль «Российская студенческая весна» пройдет на своей исторической родине. Церемония открытия начнется в среду, 18 мая, на […]

Новости

В Самаре сформирован список из 60 адресов, где ремонт дорог сделают в первую очередь

Ямочный ремонт дорог в Самаре начнется, как только наступят благоприятные погодные условия. Сейчас сформирован список из 60 адресов, где в […]

Новости

«Вертолетка» в Самаре будет благоустроена в этом году

Губернатор Дмитрий Азаров обсудил благоустройство Самары с главой города. Елена Лапушкина рассказала о ходе реконструкции Вертолетной площадки. — Благоустройство столицы […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации