Владимир Сластенин: «Бюджет 2017 года будет реальным»

28.07.2016

88

Автор: Сергей Симонов

Фотограф: Владимир Пермяков

Владимир Сластенин: «Бюджет 2017 года будет реальным»

В понедельник первым заместителем главы Самары, в чьем ведении оказались финансово-экономические вопросы, образование, а также социально-культурная сфера, стал Владимир Сластенин. С бюджетными деньгами он работает c августа 2015 года, когда его пригласили на место руководителя департамента финансов, к которому впоследствии присоединился и экономический блок. В каком состоянии находится сегодня бюджет города? Как городские власти намерены оптимизировать расходы? Об этом и многом другом в первом интервью в новой должности Владимир Сластенин рассказал «Самарской газете».

Курс на оптимизацию
— Владимир Владимирович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с экономикой города, бюджетом Самары?
— Сегодня, по итогам первого полугодия, мы уже можем сказать, что по исполнению бюджета нам удается двигаться в плановых показателях, выполнять поставленные задачи. Доходная часть консолидированного бюджета на сегодняшний день составляет 12 млрд рублей — это 60% от годового плана. Налоговых и неналоговых поступлений — 7,2 млрд, то есть 50% от годового плана. Конечно, сказывается общая экономическая ситуация, есть и неплательщики налогов. Здесь мы активно взаимодействуем с судебными приставами, подписали соглашение с налоговой службой. Ведем работу по оспариванию кадастровой стоимости земли. Все это дает нам дополнительные поступления в бюджет. К сожалению, дает о себе знать недостаточно эффективное бюджетное планирование предыдущих лет. Бюджет и прогнозный план, которые принимались на 2015 год, были рассчитаны исходя из очень оптимистичных показателей.

Другой проблемой явилась высокая закредитованность бюджета, которая на начало 2015 года составляла 7 млрд рублей — 50%
от общего объема бюджета. Для сравнения: в 2011 году она была 500 млн. Кроме того, все займы были очень «дорогие» — под
14-15% годовых. Больше 1 млрд рублей составлял кредитный портфель муниципальных предприятий, что тоже приводило
к расходованию бюджетных денежных средств на обслуживание этой задолженности.

— Какие меры были приняты вами по выравниванию ситуации?
— Учитывая серьезные задачи, стоящие перед городом, такие как приобретение нового транспорта, ремонт дорог, выведение
на новый уровень благоустройства, главой города передо мной была поставлена задача поиска дополнительных резервов. Учитывая, что брать дополнительные заемные средства в условиях такой закредитованности было нельзя, мы взяли курс на введение режима экономии, выявление и исключение всех неэффективных расходов и оптимизацию управленческого аппарата.

В первую очередь мы провели работу с банками для того, чтобы максимально снизить процентную ставку по кредитам.
В результате мы смогли понизить ставки по самым большим кредитам на 3%, что позволило существенно снизить расхо-
ды на обслуживание долга. Также договорились с банками, которые кредитуют наши муниципальные предприятия, о снижении ставки с 24% до 18%. 

Впервые в истории Самара получила средства из федерального казначейства и в до-
статочно большом объеме. Первый транш был 1,6 млрд рублей под 0,1%. Это позволило нам заместить «дорогие» деньги коммерческих банков и сэкономить средства на обслуживании муниципального долга. Согласитесь, есть разница — 11% годовых или 0,1%. Буквально позавчера мы получили уже четвертый транш в 1,16 млрд рублей под низкую процентную ставку. Еще около 300 млн рублей бюджетных кредитов предоставило нам министерство финансов. 

Также мы провели ряд мероприятий, направленных на снижение расходов за счет сокращения штатной численности управленческого аппарата. В 2015 году было сокращено 20% чиновников. В этом году в рамках продолжения этой работы был проведен кадровый аудит в департаменте финансов и экономического развития. Мы, так сказать, перевернули пирамиду и стали сокращать руководящий состав, которого в горадминистрации в последние годы было больше, чем исполнителей. Только по нашему департаменту кадровый аудит позволил сократить 21 единицу руководящего состава, что привело к значительной экономии денежных средств — 4,5 млн рублей. Поэтапно такой аудит пройдет во всех департаментах, которых после реорганизации в структуре администрации стало 14.

Торги помогают экономить
— Глава города часто говорит про экономию бюджетных средств, которой помогла добиться смена подхода к организации и проведению торгов…
— Так и есть. Когда Олег Борисович Фурсов возглавил город, первое, что он сделал, — трансформировал, изменил систему торгов. Результаты очевидны: только за 2015 год изменение стартовой цены в ходе торгов позволило сэкономить 420 млн рублей, это в три раза больше, чем за 2014 год.

— Как удалось достигнуть такого результата?

— По-другому стали готовить документацию к торгам, технические задания стали более реальными и жесткими. Повыси-
ли конкурентность проведения конкурсных процедур, вследствие чего стала падать цена. Более того, на протяжении года действует система, при которой все сделки свыше 5 млн рублей проходят двойной контроль. До начала работ наши специалисты смотрят смету, нормы, расценки и находят экономию, уже после выполнения контракта идет приемка. За прошлый год экономия только на стадии проверки аукционных документов составила 114 млн рублей.

Муниципальные предприятия под особым контролем
— Давайте поговорим про муниципальные предприятия. Что показали результаты проверок?
— Особое внимание мы уделяем контролю расходов и оптимизации деятельности муниципальных предприятий. Второй год подряд руководителям МП устанавливаются конкретные показатели по повышению прибыльности. И по ряду предприятий подвижки есть. Тех, кто по-прежнему не справляется с поставленными задачами, ждет более глубокий аудит. В ходе уже прошедших проверок МП были выявлены факты аффилированности, семейственности, необоснованных выплат, совершенно неконкурентных процедур при заключении контрактов. Приведу конкретные примеры. В одном из предприятий сын директора работал на руководящей должности. В этом МП были выявлены многочисленные нарушения, и было принято решение уволить директора. Позже выяснилось, что до своего ухода он успел выплатить себе премию в размере 585 тыс. рублей. И такие ситуации, к сожалению, не единичны. Другой пример, когда предприятия жили на широкую ногу. Одно из учреждений, основной целью деятельности которого было привлечение инвестиций, тратило огромные суммы на проведение конференций и круглых столов с дорогостоящим обслуживанием, питанием, арендовало для этих целей шикарные помещения. При этом объем привлеченных им инвестиций равнялся нулю. В то время как сегодня реализация инвестпроектов является важнейшей задачей для всех городов и даже одним из критериев их конкурентоспособности.

Профицитный бюджет
— Каким с учетом всех этих обстоятельств будет бюджет 2017 года?
— В первую очередь он будет реальным. Мы понимаем, что сейчас у нас уже примерно сложилась цифра исполнения бюджета этого года. Ожидается рост налоговых и неналоговых доходов 105,1%, НДФЛ — 110,6%. Исходя из этой экономии в размере 4-5%, мы будем планировать бюджет 2017-2019 гг. Бюджет, скорее всего, будет профицитный, это позволит нам уменьшать долговую нагрузку. При формировании документа будем отказываться от программ, от которых можно отказаться, сокращать непрофильные расходы, повышать эффективность вложений денежных средств, отдачу от них. Приоритеты понятны: мы будем в первую очередь планировать средства на решение социальных задач (зарплаты учителей, педагогов, программы поддержки ветеранов, инвалидов и т.п.). Ну и, конечно, в приоритете вопросы благоустройства, ремонта дорог, чистоты Самары.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации