Алла Коровкина о фестивальном путешествии и планах театра «Доктор Чехов»

23.10.2016

45

Автор: Маргарита Петрова

Алла Коровкина о фестивальном путешествии и планах театра «Доктор Чехов»

Три года назад актриса театра драмы Алла Коровкина создала свой театр. Самарская актерская мастерская «Доктор Чехов». Творческое объединение профессиональных артистов. В мае театр был официально зарегистрирован. А в конце лета отправился на фестиваль, выбрав для этого максимально далекую точку на карте — американский город Провинстаун. О том, как там приняли русскую трактовку пьесы их любимого драматурга, и о том, куда театр планирует двигаться дальше, рассказала нам Алла Коровкина.

«Что же это за русские?»

— «Провинстаун» звучит как название идиллического городка из романа.

— Провинстаун — это райский уголок на земле. Романтический, невероятно красивый. Находится он на полуострове Кейп-Код, который очень часто упоминается в американской литературе. Это «кишка», уходящая в Атлантический океан, тот самый край земли, на который впервые спустили свои ноги захватчики-англичане. На самой его оконечности находится городок Провинстаун. В нем всего две улицы, усеянные маленькими домиками невероятной красоты. В этом городке жили Теннесси Уильямс, Юджин О’Нил. Он считается местом американских интеллектуалов. Там живут знаменитые философы, писатели, художники. В каждом втором доме — картинная галерея.

Но для нас важнее всего то, что это место, где начался серьезный американский театр — психологический театр Юджина О’Нила. Первые его пьесы были поставлены на этом краешке земли, более того — в том помещении, где играли мы. Естественно, не все сохранилось в первозданном виде. Как у нас из храмов делали овощехранилища, так и у них здание долгое время использовалось не по назначению. Но вот уже на протяжении десяти лет — мы были на одиннадцатом — каждый год там проходит международный фестиваль Теннесси Уильямса. Туда съезжаются люди со всей Америки, зная, что в этом невероятном городке пять дней везде, на всех площадках: в барах, театре и т.д.- будут играть спектакли.

Все участники театра в Провинстауне
Алла Коровкина о фестивальном путешествии и планах театра «Доктор Чехов»

— Играть Юджина О’Нила на его родине …

— Это катастрофа. Очень страшно. Но было такое ощущение, что он был с нами… Может быть, звучит пафосно, но присутствие некоего духа ощущалось.

— Как вас принимали?

— Много пришло театральных людей, участников фестиваля, посмотреть — что же это за русские, у которых медведи бегают по улицам и которые все к войне готовятся.

Мы играли на русском языке с титрами. Я сидела в углу на заднем ряду и дрожала: «Все плохо, отвратительно, как мы посмели сюда приехать?! Нас закидают помидорами!» Когда закончился спектакль, люди стали аплодировать, подходить по одному и выражать слова благодарности. Я позволила себе поплакать — все накопившееся эмоциональное напряжение нашло выход.

Мы сыграли четыре спектакля. Не на каждом был аншлаг — второй шел днем, на нем собралось поменьше народу. Но на него, что очень важно, пришли коллеги-фестивальщики.

«Юджина О’Нила сегодня ставить нельзя!»

— Что это за фестиваль?

— Его организатор и куратор — замечательный режиссер, педагог, автор многих книг о Теннесси Уильямсе и театральной педагогике, большой мой друг Дэвид Кэплен. Этот человек 30 лет назад по рекомендации Виталия Вульфа приехал в Куйбышевский театр к Петру Львовичу Монастырскому и поставил пьесу Теннесси Уильямса «Внезапно прошлым летом», где я играла главную роль. Потом ставил «Макбета». Он тщательно собирал и анализировал всю информацию из Интернета по нашему театру «Доктор Чехов». И два года назад Дэвид пригласил нас к себе на фестиваль. Мы долго выбирали пьесу. Потом переписывали ее: из десяти действующих лиц сделали три. Много спорили, обсуждали, корректировали. В итоге после просмотра записи генерального прогона он сказал: «Exactly!» (то, что нужно. — Прим. авт.) Зная, что театр наш маленький и не имеет финансирования, нам оплатили и проезд, и проживание. Фестиваль полностью существует на деньги спонсоров — богатых владельцев галерей и магазинов Провинстауна.

Каждый год к Теннесси Уильямсу «прикрепляют» еще какого-то знакового для них драматурга и приглашают один- два спектакля по его пьесам. В этот раз им стал Юджин О’Нил. На будущий год «прикрепленным» станет Шекспир. Жду, когда они совместят его с Чеховым, потому что Теннесси Уильямс преклонялся перед Антоном Павловичем.

— Насколько сильно вам пришлось переделывать пьесу Юджина О’Нила?

— Юджин О’Нил — это всегда кроваво, страстно, драматически. Когда зашел разговор о нем, мой хороший друг и учитель, режиссер Лев Яковлевич Стукалов сказал: «Ты с ума сошла! Юджина О’Нила сегодня ставить нельзя! В том виде, в котором он есть». Я сказала, что найду тему. Из четырех актов, которые мы бы играли четыре часа, у нас получился спектакль на час двадцать. Мы попытались сделать (любимое слово Петра Львовича Монастырского) компиляцию.

Впервые я попробовала работать в жанре игрового театра. На сцене присутствуют куклы, которые тоже являются действующими лицами. Невероятное счастье, что в спектакле принимает участие композитор Василий Тонковидов, с которым мы работали над постановкой «Нашей кухни» и водевиля в театре драмы. Я теперь просто прихожу к людям и говорю: «Вы не хотите с нами поработать? Только бесплатно, потому что у нас денег нет». На что он, не раздумывая, сказал: «Хочу». И написал потрясающую музыку. Более того — в спектакле нет фонограммы, Василий Тонковидов работает как аккомпаниатор. Все звуки, все настроения улавливаются им. Поэтому каждый спектакль уникален: сегодня актеры играют так, и он им аккомпанирует так, а завтра — совсем иначе.

Помимо этого я сотрудничала с совершенно невероятным человеком — Викой Максимовой, актрисой театра «СамАрт», которая параллельно занимается пластикой. Мы ее попросили нам помочь. Начиналось с небольшого сотрудничества, но мы оказались абсолютно на одной волне — она тоже может до пяти утра сидеть и думать: поворот головы направо ложится на тему сцены или лучше налево? Она придумала потрясающие пластические образы — это даже не танцы.

Я не знаю, как определить жанр нашего спектакля… Это соединение текста Юджина О’Нила, музыки, движения. Но, по словам американских зрителей, подлинный психологический театр мы во всем этом не растеряли. Название «Анна Кристи» мы поменяли на «Танго Кристи» — этот танец очень созвучен настроению пьесы. Речь в ней идет о страстях, в которые, как в море, мы все погружаемся. Как человеку бороться с этим? И стоит ли бороться?

Театр САМ «Доктор Чехов» на фестивале в Провинстауне показал спектакль «Танго Кристи»

Алла Коровкина о фестивальном путешествии и планах театра «Доктор Чехов»

«Выбирай». Скоро

— Какие актеры принимали участие в показе?

— У нас антрепризный театр, своей труппы нет. В этот раз играли Татьяна Коровина, Святослав Альшанов и Алексей Меженный. Огромное спасибо Сергею Филипповичу Соколову (директор театра «СамАрт». — Прим. авт.), который в очередной раз проявил себя как истинный патриот Самары и отпустил актеров. Более того — предоставил нам площадку для репетиций. Таким образом, мы протоптали дорожку на этот престижный фестиваль, может быть, и для других театров.

— Какие еще итоги вашего участия в фестивале?

— Нам предложили два проекта: фестиваль и тур. Но об этом говорить пока рано. У нас много планов и на родине.

Мы плодотворно сотрудничаем с Алексеем Прокаевым, который является связующим звеном с Гете-институтом, и у нас планируется совместный проект постановки современной пьесы немецкого автора — для молодежи.

А главное наше направление работы: я написала новую пьесу — «Выбирай». И сейчас мы заняты ее постановкой. Совместно с Василием Тонковидовым и Викторией Максимовой.

Активно репетируем и, думаю, к концу ноября покажем ее в КРЦ «Звезда».

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации