Экспонат: Поволжский музей железнодорожной техники

180 лет назад, в 1837 году, первый в Российской империи поезд прошел от Санкт-Петербурга до Царского Села, резиденции императора Николая I. Спустя 30 лет была построена Ряжско-Моршанская железная дорога - первая в составе современной Куйбышевской железной дороги. Экспозиция музея показывает историю и развитие железнодорожной техники.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Сегодня Куйбышевская железная дорога обслуживает 10 регионов - семь областей и три республики. А начиналось все в середине позапрошлого века, с ввода в 1851 году в эксплуатацию магистрали, соединившей две столицы.

- В 1866 году дорога Санкт-Петербург - Москва - Рязань вышла на станцию Ряжск с перспективой выхода на Саратов и Тамбов, - рассказывает директор музея истории Куйбышевской железной дороги Юрий Менчик. - Группа тамбовских предпринимателей во главе с Сергеем Башмаковым обращается к правительству с инициативой строительства дороги от Ряжска Рязанской губернии до Моршанска, что в Тамбовской. Разрешение было получено. В 1867 году Ряжско-Моршанскую дорогу сдали.


На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находилось 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. За сутки по дороге пропускали одну пару пассажирских и три пары товарных поездов.


Чтобы железная дорога, которая тогда была акционерным обществом, а следовательно, коммерческим предприятием, приносила еще больше дохода, нужен был выход к Волге. Именно по главной водной артерии страны перевозили в то время основную массу грузов.


Первый гудок паровоза в Самаре прозвучал - 12 августа 1875-го. Тогда же был построен вокзал в губернской столице, открыто техническое училище (ныне техникум железнодорожного транспорта), первый выпуск которого составил всего шесть человек.


В строительстве Куйбышевской железной дороги принимали участие многие талантливые инженеры. В их числе и Николай Гарин-Михайловский, автор тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Сегодня мало кто знает, что известный писатель был создателем Кротовской ветки, принимал участие в строительстве Самаро-Уфимской дороги, Транссибирской магистрали.

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОСТ

Железная дорога вышла в азиатскую часть страны - это было большим достижением.

- Серьезным препятствием для стального пути стала Волга, - продолжает Менчик. - Только представьте: груз на паровозах довозили до реки, выгружали, на баржах летом и на санях зимой переправляли на противоположный берег и везли дальше. Поэтому было принято решение о строительстве моста.

Мост возводили по проекту Николая Аполлоновича Белелюбского. На счету этого талантливого инженера более ста мостов, в том числе четыре - через Волгу. Наш строился четыре года, с использованием передовых технологий того времени. Грандиозное сооружение было сдано 30 августа 1880 года, к 25-летию царствования императора Александра II. Кстати, венценосная особа очень интересовалась ходом строительства, помогала средствами. Александровский мост тогда занимал по длине первое место в Европе и шестое место в мире. Именно он в дальнейшем определил направление Транссибирской магистрали.


Но как она должна идти? Через Нижний Новгород и Казань или через Самару? Мост стал решающим фактором: было принято решение строить Самара-Уфимскую дорогу от станции Кинель. В 1888 году магистраль была построена, через два года ее довели до Златоуста, а в 1892-м - до Челябинска.

За время своего существования Куйбышевская железная дорога 17 раз меняла границы и названия: она именовалась Ряжко-Моршанской, Моршанско-Сызранской, Самаро-Златоустской… Уже в 30-е годы ХХ века она стала называться дорогой им. В.В. Куйбышева, а с 1953-го - просто Куйбышевской.

О МУЗЕЕ

Музей истории Куйбышевской железной дороги - интереснейшее место. На площади в два гектара собрано множество уникальных экспонатов. Рядом с первым паровозом отца и сына Черепановых (1834 год) красуется последний паровоз Советского Союза - послевоенный П-36. За красную полосу вдоль корпуса его называли «Паровоз-генерал».


Рядом - американский паровоз, который был поставлен в СССР по ленд-лизу во время войны. Таких машин на Дальнем Востоке осталось всего семь. Один «американец», несмотря на возраст, своим ходом преодолел 9 тысяч километров и пришел на станцию Безымянка. Вот вагон-кухня и вагон-пекарня - в годы войны в них готовили пищу для солдат.

Удивительно, но «экспонаты» действующие - запускай и готовь. Здесь же находится подарок самарским коллегам от сотрудников Красноярской железной дороги - будка путевого обходчика из огромных кедровых бревен. В таком доме обходчики позапрошлого века жили с семьями, а на 10-15 км вокруг ни души…


За год музей посещает около 25 тысяч человек. Экспозиция развивается и пополняется постоянно. Например, в планах руководства организовать мини-музеи, рассказывающие о людях, чьи имена хорошо известны самарцам, но при этом мы очень мало знаем об их жизни и о том, что они сделали для города.

- Наш музей находится в Зубчаниновке, а ведь мало кто знает, кто такой Евгений Андреевич Зубчанинов, - говорит Юрий Менчик. - Будучи заместителем начальника Самаро-Златоустовской железной дороги, в начале XIX века он выкупил землю на месте нынешнего поселка, построил около тысячи дач, школу, больницу, почту, церковь. В 1910 году сюда пришел первый поезд… Хотим сделать и экспозицию, посвященную жизни и деятельности директора завода «Прогресс» Виктора Яковлевича Литвинова.

Предмет особой гордости хранителя музея - здание станции Дашково.

- Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова была одной из образованнейших женщин своего времени: переписывалась с Вольтером, дружила с Екатериной II, - говорит Менчик. - У ее отца были имения в Тамбовской и Пензенской губерниях. По названию имения одна из станций будущей Куйбышевской железной дороги была названа Дашково, в 1874 году построено здание вокзала. На одном из этапов реконструкции дороги здание определили под снос, но было решено перевезти его в наш музей. Благодаря этому мы сумели полностью воссоздать внешний вид и атмосферу станции позапрошлого века.


Адрес музея: улица Литвинова, 332а
График работы: вторник-воскресенье с 9.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00.
Стоимость билета: 
взрослый - 90 руб., детский - 30 руб.
На экскурсию необходима предварительная запись по тел. 303-75-00.


ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ 
«ЭКСПОНАТ»:

- Музей гидрометслужбы Приволжском УГМС
-
Детская картинная галерея
Секреты бункера Сталина
Музейно-выставочный центр «Самара космическая»
Самарский епархиальный церковно-исторический музей
Дом-музей В.И.Ленина в г. Самаре
Музей «Непокоренные»
Музей истории Куйбышевской железной дороги
Музей археологии Поволжья
Музей модерна
Музей отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ
Музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области
Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького
Зоологический музей им. Д.Н. Флорова
Культурно-выставочный центр «Радуга»
Музей истории города Самары им. М.Д.Челышова
Дом-музей М.В.Фрунзе
Самарский музей фотографии «Фото-История»
Музей боевой славы «Парад 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве»
Дата: 7 августа 2017 , 19:41
965
Автор текста: Ирина Исаева
Автор фото: Владимир Пермяков
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
20 июля 2018 , 17:59
265
Страховое возмещение выплатят через Сбербанк.
20 июля 2018 , 17:39
175
Во всех районах города продолжаются ремонтные работы популярных мест для отдыха, которые стали...
20 июля 2018 , 17:01
159
В воскресенье, 22 июля, в Сергиевском районе состоится третий фестиваль исторической...
20 июля 2018 , 16:47
153
 Самые заметные новости недели с 16 по 20 июля, по версии sgpress.ru .    
20 июля 2018 , 16:38
165
Ожидается гроза и град.
20 июля 2018 , 15:44
199
Временно изменится схема движения транспорта.
20 июля 2018 , 15:39
242
На нем будут играть профессиональные музыканты.
20 июля 2018 , 13:56
505
Причина - ремонт теплотехнического оборудования I тепломагистрали Самарской ТЭЦ.
20 июля 2018 , 13:50
505
Разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение экспертизы....
20 июля 2018 , 12:21
190
Лето идет полным ходом, поэтому ловим солнечные деньки среди дождливой недели и планируем, как...
Выбор читателей
Выбор редакции
Самарский аэропорт впервые принял широкофюзеляжный Boeing
28 июня 2018
14858
На нем прилетели более 400 болельщиков.
В выходные в Самаре снова пройдет карнавал
29 июня 2018
13377
30 июня и 1 июля на улице Куйбышева пройдет танцевальное шествие.
В больнице Пирогова проводят новые виды операций на позвоночнике
1 июля 2018
4780
В Самаре медики постоянно совершенствуют подходы к лечению сложных заболеваний. Например, в...
Пропавшего в Самаре британца нашли в Москве
13 июля 2018
3728
1
Дуглас Моритон жив и здоров.
В Самару приедет внушительный десант шведских болельщиков
3 июля 2018
3662
Определился первый участник четвертьфинального матча на "Самара Арене"
Где укрыться от жары в Самаре?
25 июня 2018
2344
Почти полтора месяца самарцы ждали лета. Синоптики разводили руками и говорили: «Ждите,...
В Самарской области усилили патрулирование лесов
22 июня 2018
1428
С апреля в регионе установлен особый противопожарный режим.
22 июня 2018
2017
До завершения второго этапа кассовой реформы осталось 8 дней.
Самарские студенты отправятся на космодром Восточный и предприятие Росатома
22 июня 2018
1304
Ребята займутся общестроительными и дорожными работами.
В Самаре над Музеем модерна повис огромный шар
21 июня 2018
578
Стартовал проект «Модерн в облаках».