Экспонат: Музей истории наземного городского электрического транспорта

История развития наземного электрического транспорта (трамвая и троллейбуса) Самары в деталях.


В СТАРЕЙШЕМ ДЕПО

19 марта 1982 года открылся уголок истории трамвайно-троллейбусного управления, который со временем вырос в полноценный городской музей, посвященный истории наземного электрического транспорта. В нем можно узнать, кто спроектировал первый российский трамвай, на чем самарцы передвигались в XIX - XX веках, какие специалисты развивали трамвайно-троллейбусное дело и как это отразилось на городе. Наглядно демонстрируется поэтапное становление электрического общественного транспорта на протяжении двух столетий.


Инициаторами создания музея выступили ветераны труда предприятия. Главным организатором, а впоследствии первым заведующим музеем стал Андрей Петрович Иоргов, участник Великой Отечественной войны, ветеран трамвайно-троллейбусного управления, посвятивший ему 60 лет. Фонд музея собирался всем миром - участвовали ветераны, руководители и рабочие предприятия, историки, журналисты, специалисты музеев и архивов города.


Помимо выставочной экспозиции посетители могут заглянуть в вагоноремонтные мастерские старейшего городского трамвайного депо, расположенного на пересечении улиц Полевой и Мичурина. Именно отсюда в феврале 1915 года выехал первый в Самаре электрический трамвай. Более века это депо продолжает свою общественно значимую работу.


ИСТОРИЯ В ПРЕДМЕТАХ

Сегодня в фонде музея более 5000 экспонатов, среди которых внушительное количество подлинников. Например, рабочие документы и публикации в печатных изданиях. Один из самых ценных - подлинный экземпляр проекта постройки самарского трамвая от 1911 года, предложенный инженером-технологом Павлом Антоновичем Суткевичем и впоследствии удачно им реализованный. А также журнал «Огонек» за март 1915 года со статьей «Первый русский трамвай». В ней с гордостью сообщалось об открытии в Самаре движения электрического трамвая, построенного исключительно своими силами - без использования иностранных запчастей и участия зарубежных специалистов. Здесь же учебники математики начала XX века, по которым учились первые работники самарского депо, а также инструкция для кондукторов 1939 года.


Большая коллекция фотографий. На одной из них можно увидеть даже первую аварию с участием трамвая и автомобиля, произошедшую в 1935 году.

В экспозиции представлены инструменты для обслуживания электрического транспорта. Обустроено рабочее место вагоновожатого - такое, каким оно было в первых трамваях.

- Водитель тогда работал только стоя, открытая кабина без отопления даже в зимнее время. Такие трамваи строили в Коломне и других городах и использовали до 1960-х годов, - рассказала заведующая музеем Алевтина Новикова. - На остановках вагоновожатый следил за посадкой, и когда все пассажиры были в салоне, с помощью специального рычага давал сигнал кондуктору. Тот в свою очередь находился в другой части вагона, и если все было в порядке, то давал ответный сигнал, прозвонив в колокольчик. После чего закрывал двери салона, и трамвай трогался.

Отдельная часть экспозиции посвящена оплате проезда. Здесь можно проследить, как менялись билеты: от самых первых 1915 года до современных. Есть касса с выдачей отрывных билетов по методу самообслуживания, которые были в ходу в 1960 - 1980 годах.


- Когда использовали подобные монетные кассы, за день на предприятии набиралось несколько ведер мелочи. Чтобы решить сложности с сортировкой, наши умельцы сконструировали разделитель. В него насыпали деньги, включали электромотор, и монеты разных диаметров расфасовывались по отдельным мешкам, - рассказала Алевтина Валентиновна.


Уникальная серия экспонатов, представленных в виде макетов, - исторический ряд моделей трамваев, включая те, что на конной тяге, и троллейбусов. Есть макет снегоочистителя для обледенелых рельсов.


Кроме того, в экспозиции выставлены форменные костюмы разных годов для вагоновожатых и жилеты безопасности, которые носили кондукторы. Из раритетных экспонатов - счеты начала XX века, которыми пользовались в бухгалтерии предприятия, телефонный аппарат для селекторной связи, который задействовали с 1947 года, электрическая печатная машинка 1950-х годов.


Из общей мирной экспозиционной картины музея выбиваются военные экспонаты - артиллерийские боеприпасы разного калибра и части реактивных снарядов легендарной «Катюши». Во время Великой Отечественной на первом этаже ремонтных мастерских располагался военный цех, из которого напрямую на грузовых вагонах снаряды везли на железнодорожный вокзал, грузили в эшелоны и отправляли на фронт.

В музее ветеранам предприятия и участникам войны посвящена отдельная комната. Фотографии героев, награды, обмундирование, письма с фронта, личные вещи. К особенно ценным экспонатам можно отнести гармонь работника энергохозяйства Василия Ивановича Теленкова, которая была с ним на фронте всю Великую Отечественную.


ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Многие, конечно, видели уникальный исторический объект, который стоит на открытой площадке предприятия. Это вагон №12 образца 1915 года с прицепной платформой-верандой №112 образца 1926 года. Отреставрированный в 1980-е передвижной ретротрамвай не раз осуществлял парадные заезды и катал горожан во время праздников. Но с 1994-го он прочно обосновался у главных ворот депо. Видно его издалека, но заглянуть внутрь и почувствовать себя вагоновожатым или пассажиром могут только гости музея.


Также на территории установлена памятная стела, посвященная основателю и первому руководителю самарского трамвайного предприятия Суткевичу. А также мемориальный комплекс и часовня, которые посвящены участникам Великой Отечественной войны и заслуженным работникам предприятия.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Трамвай

С 1895 года в Самаре можно было передвигаться на конных трамваях, в народе их называли конкой. Их обслуживала частная бельгийская компания. В начале XX века в крупных городах России стали появляться электрические трамваи. Самара не стала исключением, и в 1909 году городская дума проголосовала за его строительство. Кроме того, решила сделать его муниципальным, чтобы не терять довольно внушительный доход. Самарский электрический трамвай впервые вышел в рейс во время Первой мировой войны - 25 февраля 1915 года (по юлианскому календарю - 12-го). Он двигался по маршруту «Трамвайный парк (ныне депо на улице Мичурина)» - «Алексеевская площадь (ныне площадь Революции)». Тогда трамвай развивал скорость до 22 км в час. Билет стоил 3 копейки. Автором проекта и руководителем строительства всех производственных объектов был инженер Суткевич.


Сначала парк предприятия состоял из шести вагонов, а к концу 1915-го - уже из 60. Ездили они по пяти городским маршрутам, охватывавшим весь город. Расширение сети способствовали появлению в городе электрического уличного освещения. Конка же в итоге не выдержала конкуренции и сошла с дистанции.

Троллейбус

В 1942 году тыловой Куйбышев принял рабочих эвакуированных заводов, и население города увеличилось в разы. Основная часть людей проживала в центральных районах города. Нужно было обеспечить их передвижение к вокзалу и к Безымянке, где размещались заводы. Тогда на помощь трамваю решили пустить троллейбусы. Как раз на привокзальной площади размещалась их стоянка. Больше 100 эвакуированных из Москвы троллейбусов марки ЯТБ-2 Ярославского производства.


Уже 6 ноября 1942 года в городе открывается первая линия троллейбуса по маршруту «Железнодорожный вокзал» - «Площадь Революции». Активное же развитие троллейбуса в Куйбышеве началось в 60-е годы XX столетия.


Адрес музея: ул. Мичурина, 3, городское трамвайное депо.
График работы: понедельник - пятница. Посещение музея только по предварительной записи по тел. 309-95-37.
Стоимость: бесплатно.


ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ «ЭКСПОНАТ»:

Музей гидрометслужбы Приволжском УГМС
Поволжский музей железнодорожной техники
Детская картинная галерея
Секреты бункера Сталина
Музейно-выставочный центр «Самара космическая»
Самарский епархиальный церковно-исторический музей
Дом-музей В.И.Ленина в г. Самаре
Музей «Непокоренные»
Музей истории Куйбышевской железной дороги
Музей археологии Поволжья
Музей модерна
Музей отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ
Музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области
Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького
Зоологический музей им. Д.Н. Флорова
Культурно-выставочный центр «Радуга»
Музей истории города Самары им. М.Д.Челышова
Дом-музей М.В.Фрунзе
Самарский музей фотографии «Фото-История»
Музей боевой славы «Парад 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве»
Дата: 22 августа 2017 , 13:39
1437
Автор текста: Екатерина Ершова
Автор фото: Владимир Пермяков, Екатерина Ершова
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
18 августа 2018 , 12:27
343
 Он состоялся 18 августа в сквере "Родина".
18 августа 2018 , 07:54
90
Глава Самары Елена Лапушкина продолжает посещать с проверками дворы и общественные пространства,...
18 августа 2018 , 07:33
76
 В прошлом году городской департамент физкультуры и спорта вместе с областной федерацией...
17 августа 2018 , 19:54
286
Дополнительные работы в границах Московского, Ракитовского и Волжского шоссе, улиц Ташкентской и...
17 августа 2018 , 17:50
303
Семиметровый бронзовый монумент был установлен на одноименной площади в Самаре 5 ноября 1983...
17 августа 2018 , 17:40
254
В Самаре продолжаются работы по ремонту Ботанического сада.  sgpress . ru...
17 августа 2018 , 17:35
477
Основные мероприятия пройдут в Струковском саду.
17 августа 2018 , 16:57
235
Для этого сначала нужно обратиться к сотруднику группы розыска в аэропорту.
17 августа 2018 , 16:05
228
Ее обновляют картами больше 100 погонных метров.
17 августа 2018 , 15:20
229
Третий месяц лета преодолел свой «экватор». 
Выбор читателей
Выбор редакции
Возле дворца культуры имени Кирова может появиться фонтан
24 июля 2018
22856
2
В Самаре ищут подрядчика на проектирование ремонта здания.
В Самарскую область вернется солнечная погода
23 июля 2018
5690
1
В  ближайшие дни климат в регионе будет формироваться под влиянием поля повышенного...
Шесть кандидатов претендуют на пост губернатора Самарской области
31 июля 2018
2694
9 сентября в Самарской области пройдут выборы губернатора. На них были выдвинуты восемь...
В Самаре полицейские спасли мужчину, пытавшегося прыгнуть с моста
26 июля 2018
2409
 
Инцидент произошел на пересечении Ракитовского шоссе и улицы Магистральной, где в это время...
Столкновение двух автобусов в Самаре. Подробности
12 августа 2018
2346
ДТП произошло в воскресенье, 12 августа, на пересечении улиц Агибалова и Красноармейской....
Благоустройство сквера на Зеленой выполнено на 76%
30 июля 2018
1026
Ремонт проходит в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской...
В самарской галерее откроется выставка, которая расскажет о династиях художников
30 июля 2018
829
8 августа в 19:00 в галерее «Новое пространство» откроется выставка «По...
На третьей стратегической сессии эксперты обсудят кадровую политику
30 июля 2018
947
Также свои предложения может внести каждый житель.
Установить колесо обозрения в парке Гагарина собираются до конца июля
19 июля 2018
553
Его оборудуют отапливаемыми кабинками.
Самарцам предлагают сдавать ненужные комиксы в библиотеку
20 июля 2018
368
В юношеской библиотеке организуют пункт приема комиксов. Все желающие могут принести ненужные...