Внимание, мальчики и девочки!

17.04.2014

24

Автор:

Внимание, мальчики и девочки!

Разговор театра с молодым поколением

Зал Дома актера забит школьниками и студентами: именно к молодым обращен спектакль «Мальчики» по одноименной части романа Достоевского «Братья Карамазовы». Это первая постановка преподавателя Самарской государственной академии культуры и искусств Ольги Рябовой. Театр «Актерский дом» — площадка, на которой собираются артисты театров Самары и области, и в этом спектакле также были заняты актеры театра драмы им. Горького, «СамАрта» и «Самарской площади».

.. .По диагонали сцены стоят фонарные столбы, они же — огромные кресты. Действие спектакля разворачивается под ними, независимо от того, находятся персонажи на улице или в помещении. Под этими причудливыми распятиями разворачивается история младшего из братьев, Алексея Карамазова, и его взаимоотношений с нервной избалованной Лизой в кресле-каталке, с униженным и оскорбленным штабс-капитаном Снегиревым, его семьей и гимназистами.

История противостояния Снегирева-младшего (Иван Глухов) и его товарищей по гимназии — наиболее удачная часть спектакля. Не знаю, как юные зрители, а я увидела в персонажах сегодняшних школьников, и образы эти очень удачно иллюстрировали текст Достоевского: «Дети в школах — народ безжалостный, по отдельности — ангелы», «никаких знаний и безграничное самомнение». Наполеоновские амбиции Красоткина (Сергей Булатов) и сразу выглядят напрасными притязаниями, а после оглашения возраста («через две недели 14») и вовсе воспринимаются смешно. Порой они переходят на крик, хотя форсирование производит меньше впечатления, чем та энергия молодости, которую юные артисты излучают помимо воли.

Внимание, мальчики и девочки!Другого рода больное самолюбие воплощает штабс-капитан Снегирев. Дмитрий Добряков предъявляет нам истинного персонажа Достоевского — «в маленьком человеке великий гнев». Как он приглашает сесть Карамазова: «Извольте взять место», одними междометиями и жестами разыгрывает диалог, потрясает кулачками: «Лошаденку купим…». Комизм, забавная напыщенность — только видимый слой. Его глубинная трагедия ощущается каким-то шестым чувством. Отдавая право первенства словам великого классика, режиссер вводит в спектакль большие монологи, в нем много декламации, которая затрудняет восприятие текста, затягивает действие. Главные действующие лица Алексей Карамазов (Сергей Дильдин), Лиза (Валерия Павлюк), ее мать (Елена Туринская) выглядят непонятными, странными людьми, которые говорят высокопарно и противоестественно («нет ли презрения к нему в этом рассуждении?»). В результате зрители теряют интерес и больше обращают внимание на свои гадже-ты, нежели на сцену. Завершается спектакль проповедью, которую Карамазов обращает к зрителям. Братья и сестры старательно его выслушивают, аплодируют стоя, идут есть «поминальные» блины в фойе. Как хочется пойти старым школьным методом проверки знаний и устроить сочинение, например, на тему «Добро и зло в спектакле «Мальчики». Чтобы узнать, что юные зрители действительно поняли и насколько сцена в этот вечер одержала победу в противостоянии со смартфоном.

Достоевский и самарская сцена

Последний раз спектакль по произведению Достоевского был поставлен в Самарском академическом театре драмы им. Горького в 2001 году. Это были «Униженные и   оскорбленные»,   режиссер — Вячеслав Гвоздков. К «Братьям Карамазовым» обращался Петр Монастырский, на сцене куйбышевского театра он представил зрителям сюжетную линию старшего брата — Дмитрия Карамазова.

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации