Прокуратура, власти и общественники обсудили проблемы в сфере ЖКХ

18.11.2017

45

Автор: Светлана Келасьева

Фотограф: Екатерина Елизарова

Прокуратура, власти и общественники обсудили проблемы в сфере ЖКХ

В четверг, 16 ноября, состоялся открытый форум прокуратуры Самарской области «О состоянии государственного и общественного контроля за соблюдением прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Представители контролирующих ведомств, региональной и муниципальной власти, общественных организаций, а также сотрудники крупнейших управляющих и ресурсоснабжающих компаний собрались, чтобы обсудить наиболее злободневные проблемы ЖКХ и сформировать свои предложения по совершенствованию работы этой системы.

Внимание на управляющие компании

— Жилищно-коммунальное хозяйство — важнейшая сфера, которая затрагивает интересы абсолютно всех граждан. Мы слышим много нареканий по поводу качества услуг. Только прокуратурой в этом году рассмотрено более полутора тысяч обращений граждан, из которых каждое восьмое было признано обоснованным. В этой ситуации необходимо принимать действенные меры, — задал тон прокурор Самарской области Константин Букреев. — Только в ходе живого разговора, непосредственного общения можно выработать пути решения проблем и зафиксировать их в поручениях. Это будет конкретный перечень мероприятий, которые должны исправлять ситуацию.

Большое внимание было уделено вопросам деятельности управляющих компаний. Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Дмитрий Макаров отметил, что из-за низкой квалификации некоторых УК жилые дома неэффективно обслуживают. Кроме того, зафиксировано немало фактов, когда деньги, поступившие в качестве оплаты услуг, присваивают руководители УК и ТСЖ. С нецелевым использованием средств напрямую связана и проблема банкротства. Сейчас на территории области имеется 18 организаций-банкротов, ранее управлявших жилым фондом. Прокуратура обещает проверить каждую.

Кому давать лицензию
Участники форума обсудили меры, которые необходимо предпринять в отношении управляющих компаний. Некоторые из озвученных инициатив уже направлены в губернскую думу и Министерство строительства РФ.

По мнению врио руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Андрея Абриталина, прежде всего необходимо ужесточить лицензионные требования к управляющим компаниям. Сейчас отозвать документ можно только через суд, а это достаточно затяжной процесс. Управляющие компании прекрасно знают об этом и чувствуют себя в безопасности. Тем не менее, по словам Абриталина, государственная жилищная инспекция через суд отозвала три лицензии, в большинстве регионов России такой практики вовсе нет.

— Чтобы конкретный жилой дом был исключен из реестра лицензии, у компании должно быть два невыполненных предписания. Если в течение года наберется 15 процентов таких домов из списка, находящихся на обслуживании, тогда можно обратиться в суд. Это очень долгий путь, — считает руководитель инспекции. — Необходимо, чтобы полномочия по отзыву были, например, у лицензионной комиссии. Это значительно упростит процесс и заставит управляющие компании соблюдать все требования закона.

Он также внес предложение при выдаче лицензии обращать внимание на задолженность УК за коммунальные ресурсы — воду, теплоэнергию и т.д. Если она более трех месяцев — документ компании не выдавать.

Говорили и о более жестком подходе. Временно исполняющий полномочия главы Самары Владимир Василенко отметил, что сейчас лицензию может получить практически любая компания, даже не имеющая материально-технической базы. И если разрешить организации три месяца копить задолженность, то потом она может уйти с рынка, а услуги ресурсноснабжающих организаций так и останутся неоплаченными. Поэтому просрочка по платежам, по мнению Владимира Василенко, может быть не более чем месяц. Кроме того, неплохо было бы обязывать управляющие компании при получении лицензии вносить залог. Либо сделать обязательным использование для расчетов между УК и населением Единого расчетно- информационного центра. В случае банкротства компании средства будут в сохранности и жители не останутся заложниками ситуации.

Отдельная тема — УК, которые берут лицензии, не имея в управлении ни одного дома. Кто-то получает разрешение, так сказать, про запас: на случай, если дела одной УК пойдут плохо, дома можно будет перебросить на другую. Естественно, в таком случае обе ниточки ведут к одному хозяину. Причем иногда это делается без ведома жителей. В регионе выдано около 500 лицензий, и лишь часть из них находится у компаний, действительно управляющих домами. В связи с этим контролирующие ведомства предложили аннулировать лицензии, если в течение полугода в управлении у компании не появилось ни одного дома.

Председатель региональной лицензионной комиссии, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктор Часовских посетовал, что лицензия УК выдается бессрочно. Он предложил ограничить ее пятью годами и продлять только тем компаниям, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке.

Проблема «цена — качество»
— Главный вопрос, волнующий жителей, — соотношение цены и качества услуг, — продолжил Часовских. — У нас есть результаты исследования общественного мнения, по которому 86 процентов самарцев считают, что качество не соответствует тем деньгам, которые они платят.

Менять ситуацию, по мнению специалистов, надо несколькими инструментами. Одна из существенных проблем — несовершенство процедуры, которая позволяет зафиксировать качество услуги. Сейчас порядок таков. Жители обращаются в УК, которая, чтобы установить обоснованность жалобы, должна сделать определенные замеры. Скажем, температуры горячей воды, которая, по мнению жителей, недостаточно горячая. Для этого необходимо обратиться в структуры, имеющие полномочия эти замеры произвести, — госжилинспекцию, муниципальный жилищный контроль. Механизм слишком сложный и затянутый. А между тем установить параметры можно, ориентируясь на общедомовые приборы учета. По мнению Часовских, эти показатели также должны быть основанием для перерасчета платежей за услуги.

Чтобы гражданину вернули деньги, он должен обратиться в управляющую компанию. Нет обращения — нет перерасчета. Часовских подчеркнул, что эту систему надо менять. Если по показаниям общедомовых приборов понятно, что параметры не соответствуют требованиям, перерасчет должен производиться автоматически для всех собственников квартир.

Справка «СГ»
С начала года прокуратура выявила в регионе более 7000 нарушений в сфере ЖКХ, 95заявлений направлено в суды, вынесено 1952 представления. 1749 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 757 — к административной, возбуждено 28 уголовных дел.

ТЭГИ:

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации