На улице Степана Разина завершился ремонт фасада особняка Серебренниковой

20.07.2017

279

Автор: Ирина Шабалина

Фотограф: Екатерина Елизарова

На улице Степана Разина завершился ремонт фасада особняка Серебренниковой

Второй год продолжается совместный историко-культурный, просветительский проект «Самарской газеты», департамента градостроительства Самары, регионального управления Государственной охраны объектов культурного наследия и Центрального государственного архива Самарской области. Мы рассказываем о масштабном ремонте, реставрации старосамарских зданий, а вместе с этим и об их истории. Нынешние жильцы домов, все заинтересованные горожане получают уникальную информацию, которую нам помогают отыскать специалисты по охране памятников, архивисты.

На Волгу пришел… мавританский стиль
На улице Степана Разина нельзя не обратить внимание на необычное для нашего города здание. Дом под №41 — это объект культурного наследия регионального значения «Больница №16. Арх. Щербачев А.А. Мавританский стиль» (на основании решения Куйбышевского облисполкома от 19.11.1966 года). Уточненное наименование здания по исторической справке — «Особняк Серебренниковой». Здесь только что завершился ремонт и покраска выходящего на улицу фасада: яркие краски, множество выделенных декоративных элементов. Причем подрядчик брался за работу дважды, чтобы «дорисовать» фрагменты, которые смотрелись не слишком выигрышно после первой покраски.

Откуда в Самаре взялся особняк в мавританском стиле на бывшей улице Вознесенской — со стрельчатыми арками над оконными проемами, простенками с рельефными арабесками и прочей «не нашей» красотой? Это здание числится в перечне творческих работ, выполненных известным самарским архитектором Александром Александровичем Щербачевым.

Вот какую информацию о хозяевах усадьбы предоставило «СГ» региональное управление Государственной охраны объектов культурного наследия. 11 мая 1899 года кандидат права Евдоким Осипович Юрин — поверенный купеческой жены Ольги Ивановны Юриной — подал прошение в городскую управу утвердить план на постройку каменного дома со службами. На плане имеется резолюция: «…каменный с подвалом дом, баня, холодные службы — утвердить с условием, что одновременно будет возведен брандмауэр».

Через два года, 6 сентября 1901 года, Ольга Ивановна лично подает прошение разрешить переустроить амбар в жилое помещение. В этом документе она указана как купеческая вдова. В окладной книге по взиманию налога с недвижимого имущества жителей Самары на 1902 год за О.И. Юриной значится по ул. Вознесенской, 53 (современной ул. Ст. Разина) в 23 квартале земельный участок размером 9,2 сажени по улице и 30 саженей во двор. На участке: по улице одноэтажный каменный дом занят домохозяйкой, во дворе — двухэтажный каменный дом как жилое помещение над холодными службами, а также каменные кладовая, каретник, конюшня по обе стороны двора.

В 1906 году домовладение Юриной было оценено в 2782 рубля, а в 1910 году — в 3403 рубля. В документах за 1910 и 1911 годы указано: владеет участком О.И. Юрина, во втором браке Серебренникова.

Следующую запись по участку архивистам удалось обнаружить в расчетной книге по взиманию налога за 1915 — 1918 годы. Участок №51 по ул. Вознесенской значится за Елизаветой Васильевной Пиненковой. На участке — каменные дома и по улице, и во дворе. Но никаких уточнений по этажности зданий и дворовым постройкам в документах нет. Как нет в перечне работ Александра Щербачева указания на год, когда проектировался и строился особняк Серебренниковой. Не нашлось сведений и по поводу того, почему заказчик-домовладелец выбрал именно мавританский стиль. Или же его «убедительно предложил» сам архитектор Щербачев, который в своем творчестве уже обращался к восточным мотивам?
В фонде Куйбышевского городского отдела коммунального хозяйства в документах за 1918 год имеются сведения, что бывший дом Пиненковой по ул. Вознесенской, 51 занимает Управление контроля Восточного фронта 4-й армии. По списку муниципализированных домов за 1919 год на участке Пиненковой значится три каменных дома. В 1920 году в здании размещалось районное управление речной милиции.
Магометанский комплекс XIX века

В прошлом году мусульмане отмечали 125-летие Самарской исторической мечети. Сейчас завершается первый этап реставрации сохранившихся зданий мечети на ул. Алексея Толстого, 61 и 63. Это объект культурного наследия регионального значения, о чем свидетельствуют памятные доски. На доме №61 можно прочесть: «Здание магометанской школы (медресе) и молитвенного магометанского дома (мечети) первого прихода по ул. Казанской Самарского магометанского общества. 1891г., 1900 г.» На доме №63 — «В этом здании с 1902 по 1918 год находилась национальная татарская школа прихода мечети на ул. Казанской».

Архивные материалы подсказывают: Самарская мечеть на ул. Казанской (ныне Алексея Толстого) была построена в 1891 году. Незадолго до этого, в ноябре 1888 года, известный меценат и благотворитель, строитель мечетей, медресе и татарских школ во многих уголках Российской империи симбирский фабрикант — владелец нескольких суконных фабрик Тимербулат Акчурин по просьбе общества самарских мусульман выкупил у крестьянина Павлова земельный участок в 42-м квартале на Казанской улице (между Заводской и Панской), чтобы через три года построить на нем мечеть.

После открытия мечети в 1891 году практически сразу же при ней открылось медресе. Мечеть стала мусульманским центром Самары и всей губернии. В 1902 году губернские архитекторы по просьбе прихода разработали проект реконструкции мечети, в результате она должна была значительно увеличить свою площадь, обзавестись 42-метровым минаретом и принять завершенный для мусульманского храма вид. И обрести статус Соборной мечети. Но подготовительная работа затянулась, а потом осуществление проекта стало невозможным из-за начала Первой мировой войны и революционных событий 1917 года.

В начале 1930 года была закрыта и переоборудована в школу Соборная мечеть на Оренбургской улице (сейчас на этом месте располагаются цирк и Дворец спорта). А вскоре, в феврале 1932 года, такая же участь постигла и мечеть на улице Казанской. В зданиях позже располагались детский сад, маневренный жилой фонд для переселенцев и погорельцев. В последние годы все вернулось на круги своя. В здании на Алексея Толстого, 61 сейчас располагается Самарская историческая мечеть, проходят службы, работает библиотека для верующих, а в доме №63 пока проживают горожане, но есть планы по их расселению, чтобы возрождался весь комплекс исторической мечети.

— Сейчас от того старого комплекса сохранились два каменных здания, одно каменно-деревянное во дворе, а деревянную сторожку пришлось снести, чтобы проложить инженерные коммуникации, — рассказывает имам Самарской исторической мечети Авхадетдин Канюкаев. — В планах совета исторической мечети и духовного управления мусульман — второй этап реконструкции зданий, в результате комплекс должен принять вид, во многом напоминающий проект 1902 — 1903 годов. Но и сейчас, на первом этапе реконструкции, уже немало сделано при поддержке областного правительства, администрации Самары. Вот недавно отремонтирован и покрашен фасад дома №63. Мы очень довольны, что происходят эти перемены. Прихожане благодарят власть и меценатов за поддержку, молятся за благополучную реализацию всех планов. На территории Самары пять мечетей в самых разных точках, от Кряжа до Зубчаниновки. Наша историческая мечеть, переживающая второе рождение, в их числе.

Реконструкция, реставрация зданий Самарской исторической мечети идут под наблюдением регионального министерства культуры, поскольку комплекс — объект культурного наследия.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации