Мастер декоративно-прикладного искусства Татьяна Дейс — о том, зачем в наше время шить кукол и об их самарских особенностях

12.08.2017

182

Автор: Маргарита Петрова

Мастер декоративно-прикладного искусства Татьяна Дейс - о том, зачем в наше время шить кукол и об их самарских особенностях

Народные обычаи и культурный код.

Костюмы-путешественники

— До переезда в Самару я 20 лет преподавала технологию (в этот предмет входят общие навыки работы по дому: шитье, вязание, макраме, аппликация и т.д. — Прим. авт.) в суходольской первой школе Сергиевского района. В 2010 году с одиннадцатыми классами мы сшили небольшую коллекцию русских народных костюмов — пять-шесть сарафанов. Два участвовали во Всероссийской выставке «Салют Победы», посвященной 65-летию окончания Великой Отечественной войны. Костюмы ездили по Самарской области, по «Золотому кольцу», а потом были представлены на выставке в Москве на Поклонной горе.

Когда я столкнулась с русским костюмом, меня потрясло мастерство умельцев прошлых веков. Им удавалось, не имея швейных маши- нок и других современных технологий, вручную из простого холста делать настоящие шедевры! Вещи были удивительно носкими — сундуки с одеждой передавались от прабабушек. Это стало толчком для изучения народного костюма.

Мода губернии — купеческие штрихи
— Мне было любопытно изучить ткани прошлых столетий, виды обработки и отделки, социальный статус одежды. И постепенно образовалась копилка вариантов сельских и городских костюмов. Стала исследовать самарский. Особых отличительных черт у него нет, поскольку в нашей области живут переселенцы из самых разных регионов страны. Женский и мужской костюм конца XIX — начала ХХ века отражает веяния моды того времени. Но в каждой деревне есть свои особенности — шире лямочка или уже, отделка цветной тканью или однотонной. В Самаре любили отделку бархатом — не зря город купеческий. Даже в крестьянской среде стремились к элементам роскоши.

Мастер декоративно-прикладного искусства Татьяна Дейс - о том, зачем в наше время шить кукол и об их самарских особенностяхМастер декоративно-прикладного искусства Татьяна Дейс - о том, зачем в наше время шить кукол и об их самарских особенностях

Постепенно у меня собрался фонд кукол Самарской области. Причем они «приходили» сами, безо всяких усилий с моей стороны. Я собрала небольшой материал по игровым куклам Самарской области.

Как и костюм, кукла в каждой из территорий имеет свои особенности. В Кинель-Черкасском районе головки из золы. Насыпают ее в мешочек, завязывают и окунают в воду — становится твердой, как камень. Использовать золу при изготовлении кукол распространенная традиция. Доступный материал, и кроме того, это отголоски сакрального смысла. Когда мама делала куклу для дочери, собиравшейся замуж, она добавляла золу родного очага — чтобы та не забывала свой дом. Сейчас трудно это утверждать с достоверностью, но обрывки таких сведений сохранились.

Мастер декоративно-прикладного искусства Татьяна Дейс - о том, зачем в наше время шить кукол и об их самарских особенностях

Ученики превзошли учителя
— В моих увлечениях все взаимосвязано. Интерес к куклам возник из увлечения шитьем. Костюм нельзя отделить от вышивки, поневоле будешь изучать ее. Исследуя сарафан и рубашку, ищешь, какими были головные уборы. В исследовании мне помогали завотделом этнографии музея имени Алабина Наталья Лосева и мой преподаватель и наставник Тамара Ведерникова. Лет десять назад на базе музея мы организовали мастер-классы по народной кукле. Группа называлась «Мамкины куклы» — она до сих пор существует. Мои ученики уже сами стали мастерами, получили звания, участвуют во всевозможных выставках. Они давно меня переросли, чем я очень горжусь. Сейчас мы обмениваемся опытом и знаниями.

Мастер декоративно-прикладного искусства Татьяна Дейс - о том, зачем в наше время шить кукол и об их самарских особенностях

В настоящее время я преподаю технологию в Техническом лицее имени Королева. Несмотря на то, что основные специальности там физика и математика, девчонкам интересны ремесла и промыслы. Мы уже принимаем участие в конкурсах, и работы детей отмечены призовыми местами.

Играть и учиться
— Есть определенные навыки изготовления кукол. Кто-то делает их более аккуратно, кто-то менее. Когда ходишь по ярмаркам, некоторые работы вызывают отторжение своей неряшливостью. А когда я собираю старых кукол по районам, люди говорят: «Ну какое там могло быть мастерство? Бабушка делала…» Но при этом — вы не поверите: они сделаны настолько аккуратно, что их невозможно ни распороть, ни развязать.

По тому, как девочка мастерила куклу, определяли, насколько мастерски она в дальнейшем будет шить одежду для своей семьи. В давние времена при помощи куклы девочку даже учили, как кашу сварить. Игрушку прикладывали к чугунку и говорили: «По грудку крупичку, по шейку водичку». И девочка сама, несмотря на юный возраст, могла приготовить еду. В наше время некоторые дети не воспринимают народную куклу как игрушку. Но она все равно содержит воспитательные моменты: учит добру, материнству. Это не просто образ Барби, которую нарядили, как манекен, в народной игрушке есть душевность.

Люди таким образом возрождаются
— У детей «кручение» кукол развивает мелкую моторику рук. Через это они изучают родной край, знакомятся с традициями. Когда взрослые приходят на уроки по изготовлению кукол, они первоначально пытаются найти в них скрытый смысл — использовать как обереги, талисманы для привлечения богатства. Но эти традиции давно утеряны, и в наше время на 90% — выдумка. Куклы — это кусочек народной культуры, культурный код, в котором отражаются костюм, быт, семейные традиции и т. д. Мне всегда интересно наблюдать за учениками. Приезжают издалека, с тяжелыми сумками, усталые, замученные, глаза потухшие. В конце занятия — глаза горят, кулемочек-куколок к себе прижимают, настроение на неделю. Люди таким образом находят для себя новый вид творчества, друзей, даже здоровье поправляют.

Мы на занятиях работаем с тканью. Мне нравится делать сшивных кукол — они в большей степени авторские, на них можно хорошо отработать костюм. Применяем традиционные способы изготовления — мешочек наполняем ветошью, льном, ватой, синтепоном, опилками. Они получаются мягкие, приятные. Можно добавить травок. Например, когда шьешь ребенку, положить щепотку мелиссы или мяты, и ребенок будет более спокойным.

Для изготовления этнографических кукол-реплик стараемся подобрать старые ткани, хотя бы советских времен. Или специально их состариваем: замачиваем в чае или кипятим в листочках.

Есть куклы в виде набивного мешочка, в виде скаточек, обернутое березовое поленце. Никогда не знаешь, откуда придет очередная. Вот, например, коллега по работе научила меня кукле своего военного детства, у которой ручки и ножки из кленовых веточек. Мы с ней сделали шикарную мордовскую невесту. У меня дома есть небольшая коллекция этнографических кукол. Несколько моих работ представлены в областной библиотеке, в музее имени Алабина на выставке «Детское время». Много собрала описаний, в основном военного времени — сейчас скопилась масса материала, нужно его переработать, чтобы традиция изготовления народной куклы шла дальше.

Традиция требует тщательности
— 6 сентября в Агентстве социокультурных технологий планируется областной семинар по изготовлению кукол. Дальше запланирована встреча по народному костюму. Очень важно сохранять традиции изготовления русского костюма со всеми его «борами» и защипчиками. Когда берешь в руки этнографические костюмы — они очень теплые. Миллиметровые складочки, собранные вручную, ниточки протянуты, пуговка и то самодельная! Я за культуру в первозданном виде. Пусть пошито на современных машинках, но именно так, как действительно носили.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации