Коляда, отворяй ворота!

28.12.2011

39

Автор:

Коляда, отворяй ворота!

Они не столько играют, сколькопо крупицам восстанавливают традиции той Руси, о которой мы стали забывать

Корреспондент «СГ» отправилась в зимний лес, чтобы вместе с самарскими родноверами принять участие в праздновании славянского Нового года

Воскресное утро. Морозно, сказочно… С неба сыплются мягкие белые хлопья. Похоже, даже природа настроилась на праздник. У наших предков он назывался Коляда. В это время наше светило, совершив ежегодный солнцеворот и перевалив через самую длинную ночь в году, начинает по чуть-чуть «прибавлять в весе». Древние славяне устраивали по этому поводу целую мистерию. « Но мы — не язычники, мы — родноверы», — пояснили мне сегодняшние «солнцепоклонники» и пригласили присоединиться к празднованию славянского Нового года. Конечно, в точности повторить то, что делали древние, нынче вряд ли кому удастся: и традиции утеряны, и с письменными источниками туговато. Ответственность за современную редакцию древнего действа взяли на себя два самарских клуба: культурно-исследовательский центр «Свет-лояр» и клуб исторической реконструкции «Радогост».

Маршрут я определила по карте в Интернете: доехать до 18-го километра и отправиться в сторону леса и озера до базы конно-спортивного клуба «Аргамак». Неплохим ориентиром оказались стайки молодых людей в вязаных шапочках с этническим узором. Они держали путь в сторону леса: значит, и мне туда! Местечко, в котором я оказалась, больше тянуло не столько на славянское поселение, сколько на деревенское подворье. Лошади, пара разнокалиберных собак и несколько самодостаточных кошек… Но на соответствующий лад все это очень даже настраивало. А тут и участники стали подтягиваться: в основном молодые, некоторые в ярких платках, вышитых нарядных рубахах и юбках. А пара молодцов примерили на себя медвежьи шкуры… Отзываются люди не только на привычные Сережу, Сашу, Лену, но и на Лютогора, Горы-ныча, Яромилу, Чару…
С именами больше экспериментируют члены «Светлояра». Имя надо не просто придумать: кому-то новое наречие приходит во сне, кто-то вдруг догадывается, что он не Андрей, а Ярослав, во время «общения с природой»… Яромила, например, определила свою новую ипостась по книге.

— Я к родноверию пришла два года назад, — рассказывает девушка. — И первое, что со мной произошло, — я перестала мерзнуть. Сейчас даже зимой хожу без перчаток. Какая-то энергия изнутри идет. И в лесу как-то по-другому ощущаешь то, что нас окружает. Раз как-то заблудились, смотрим: ветка нам дорогу показывает, потом — другая… Так и вышли к дороге. Дождь идет, песенку поем, смотрим — солнышко выглядывает. Удивительно…

Между тем люду вокруг все прибавляется, много родителей с детьми. Похоже, удаленность этого места от города их не останавливает. Их вождь — огнищанин, а в миру учредитель клуба исторической реконструкции «Радогост» Сергей Сорокин, объясняет, что в прошлом году они собирались на Воронежских озерах, но летом администрация парка не продлила с ними договор. Теперь приходится искать новые пункты для встреч.

«Сейчас мы уже уходим от чистой реконструкции к образовательным и просветительским программам, — говорит Сергей. — Проводим мастер-классы по писанке (росписи сырых яиц), обережной кукле, восстанавливаем славянское боевое многоборье. Хотим привлечь к изучению родной истории как можно большее количество людей, в том числе детей. Мои, например, уже изучают историю не только по учебникам, но и открывают для себя другую, которую не преподают в школе. Могут сравнивать и делать выводы».

ХОРОВОД С МЕДВЕДЯМИ
Все собравшиеся встают в большой общий круг. На поляну выходит молодой человек в красной рубашке — Святогор — и предупреждает, видимо, такой же, как и мы, случайный народ: ни водочки для сугрева, ни даже затянуться сигаретой здесь — ни-ни! Славяне этого не употребляли. А все нетерпеливые -за ограду. Здесь же территория, свободная от вредных привычек. И объясняет непосвященным: «Коляда — очень важный праздник, это от слова «коло», что значит солнце. Наши предки считали, что в этот день рождается новое солнышко. Его представляли ребенком, мальчиком или девочкой, пол не важен. Дитя ждали и встречали с радостью. Вот и мы сегодня восславим наших богов, попробуем ритуальную пищу, вспомним и почтим память предков. Это один из древнейших обрядов!».

Коляда, отворяй ворота!Память предков почтили большим и очень вкусным караваем, а также стаканом с горячей водицей. Потом Святогор предложил всем как следует повеселиться, чтобы наши славянские предки на все это посмотрели и вместе с нами поучаствовали в игрищах.

Веселье начал ряженый медведь, как оказалось, стащивший ритуальный кисель. Чтобы его вернуть, медведя сначала надо было побороть, потом отряхнуть и накормить. Мы проводили Овсень (осень), которую протащили на санках три «свинки», и погладили по шерстке веселую «козочку» — сопровождающие ее колядовщики обещали нашим домам и семьям процветания и благоденствия. Вслед за ритуальным хороводом начались те самые разудалые игрища. «Селезень» пытался догнать «утицу», народ соревновался в перетягивании каната, а имеющиеся в наличии молодцы под бравые крики «Стена ли вы нерушимая или так себе?» доказывали, что они — та самая стена. Ни одного пострадавшего, к слову, от этих народных забав обнаружено не было. А закончилось все закатыванием в гору горящего колеса — символа народившегося солнышка. «Гой, Коляда!» — звучало отовсюду древнее приветствие. И, признаюсь, так здорово (ставьте ударение где хотите!) я давно не проводила выходные.

КОММЕНТАРИИ

АЛЕКСЕЙ ШЕМЯКОВ, руководитель самарского культурно-исследовательского центра «Светлояр»:
— Коляда — это славянский Новый год, веселый шумный праздник, который наши предки праздновали не меньше недели. Уклад жизни сейчас сильно изменился, и мы можем только заниматься реконструкцией того, что раньше бъшо совершенно естественно. Сегодня это в большей степени игра-постановка, но отчасти и мистерия, которая имела в древности сакральный смысл. В некотором смысле это — новодел. Но наша главная задача — передать суть, дух праздника.

ТАМАРА ВЕДЕРНИКОВА, кандидат исторических наук профессор кафедры теории и истории культуры Самарской академии культуры и искусств:

— Праздники зимнего цикла восходят к языческому солнцевороту. С этого времени день начинает прибавляться, и это событие в солнечном календаре отмечалось всеми европейскими народами обычно 25 декабря. В Европе этот день назывался Календы (отсюда календарь). Поскольку церковь хорошо адаптировалась к древнесла-вянским обрядам, то в России день солнцеворота до 1918 года был и Рождеством. Поэтому в дореволюционных традициях Новому году предшествовали рождественская обрядность и святки.
Это время, когда смешивается свет и тьма, заканчивается полугодие тьмы и начинается полугодие света. Во взаимодействии этих сил и рождается Коляда. Есть разные трактовки этого образа. По-славянски солнце — коло, коловрат. Во время Коляды выходят из подземного мира темные силы (навьи). Поэтому колядовщики рядились в козлов, баранов. Чертей церковь запрещала, но сажей все равно люди мазались, маски надевали и шубы мехом наружу выворачивали. С трансформацией культуры в сторону православия обход дворов совершали уже не колядовщики, а христославщики. Детвора, подростки, молодежь ходили с Рождественской звездой, стучались по дворам, просили подношений.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации