Как в войну в Куйбышеве запускали троллейбусы

Как в суровые военные годы куйбышевцам удалось запустить «рогатые» машины? Восстанавливаем события того времени вместе с сотрудниками Трамвайно-троллейбусного управления.

Миллионы пассажиров


Представить современную Самару без троллейбуса практически невозможно. Уже много лет он исправно доставляет горожан на работу, учебу или домой.

- Троллейбус - это значимая часть системы городского общественного транспорта наряду с автобусами, трамваями, метро, - говорит директор муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» Михаил Ефремов. - В прошлом году троллейбусами было перевезено 18 миллионов пассажиров, в этом - уже около 13 миллионов.

Конечно, в 40-х годах прошлого века объемы были не такими масштабными. Миллионного пассажира куйбышевский троллейбус перевез только в 1945 году. Но заслуги этого вида транспорта во время Великой Отечественной войны недооценить сложно.

Похож на большую черепаху

Обкатка нового для нашего города вида транспорта осуществлялась в нелегкое военное время. Первые машины доставили из Москвы в октябре 1941 года. 105 троллейбусов ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4 (их производили в Ярославле) образовали так называемую троллейбусную эвакобазу. Также в Куйбышев были эвакуированы поезда метрополитена. Обе эвакобазы охранялись ВОХРом - военизированной охраной.

Стоит отметить, что для самарского трамвая это было не самое лучшее время. Из-за отсутствия запасных частей и материалов, недостатка рабочих рук и сильного износа вагоны ремонтировали на скорую руку, но их все равно не хватало. Исправить положение должен был именно троллейбус. В феврале 1942 года городские власти решили использовать часть машин, наладив сообщение по двум линиям в старой части города и создать парк на 50 машин.

В июне по решению Куйбышевского горсовета началось строительство первой очереди контактной сети по маршруту от железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до площади Революции. Сложностей было много. Материалов не хватало. По трассе вместо металлических были установлены сдвоенные деревянные опоры. Вместо стального троса и семафорной проволоки для растяжки была использована железная проволока. Арматуру для линии изготовили завод имени Масленникова и вагоноремонтные мастерские трамвайного парка. Срок сдачи линии в эксплуатацию был установлен на 7 ноября 1942 года, и он был соблюден: 6 ноября по маршруту №1 был совершен первый рейс. За тридцать минут троллейбус довозил пассажиров до площади Революции. «Голубая машина, похожая на огромную черепаху на мягких рессорах, отправилась в первый путь», - так описывали исторический момент куйбышевские журналисты.

Движение троллейбусов прекращалось с наступлением сумерек из-за требований светомаскировки. Ставили на «ночлег» и ремонтировали машины прямо на площади у железнодорожного вокзала.

- Водителей готовили московские инструкторы, прибывшие вместе с эвакуированными троллейбусами, - рассказывает заведующая музеем
ТТУ Алевтина Новикова. - Мужчины были на войне, поэтому за руль сели женщины - лучшие водители трамваев.

Годы расцвета

С 1943 по 1945 год на линию могли выходить только один-два троллейбуса. При этом в 1944 году было перевезено 667,3 тысячи человек. В 1945 году у троллейбусов появился временный дом - гараж на улице Льва Толстого, напротив стадиона «Динамо». В конце 40-х годов на линию вышли два первых троллейбуса МТБ-82, вскоре парк пополнился еще семью машинами.

По-настоящему же бурное развитие троллейбуса в Куйбышеве началось в 50-60-е годы вместе с общим подъемом советской экономики. В то время в городе было открыто девять новых маршрутов. По темпам развития троллейбусной сети Куйбышев опережала только Москва.

Троллейбусная сеть в 50-е годы составляла 120 км. Для ее обслуживания с завода имени Урицкого в Куйбышев поступило сразу 175 новых
машин МТБ-82. От ЯТБ-2 они отличались большей вместительностью (65 мест вместо 50), надежностью, техническими параметрами (это были цельносварные металлические машины, в то время как «ярославцы» имели деревянные кузова).

В течение 1949 - 1956 годов было построено постоянное троллейбусное депо №1 на 50 машин в районе крытого рынка Ленинского района. В 60-е годы было построено депо №2, в 1978-м - депо №3.

Комментарии:

Сергей Кривин, НАЧАЛЬНИК ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ДЕПО №1:

• Троллейбус по сравнению с трамваем более универсален: он может маневрировать, объезжая дорожные препятствия. Современные машины очень комфортные, практически бесшумные, с плавным набором скорости и торможением. В нашем депо сегодня 80 машин. Не так давно мы получили 20 «Мегаполисов» с завода «ТролЗа». Несколько лет назад - минские троллейбусы. Все они оборудованы пандусами для маломобильных групп населения и получают самые высокие оценки пассажиров.

Сергей Василенко, ВОДИТЕЛЬ ТРОЛЛЕЙБУСА, УЧАСТНИК ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:

• Меня всегда привлекала романтика дороги, движения. В ТТУ я пришел в 2001 году, случайно узнав о наборе водителей на курсы. Пришел и остался. На работе и с супругой познакомился, она тоже водитель троллейбуса, сейчас в декретном отпуске. Получается, что ТТУ подарило мне не только работу, но и семью. Сначала сел за руль ЗиУ-9 - эти троллейбусы и сейчас ходят по городу. Хороший троллейбус, но современным машинам - низкопольным, бесшумным и удобным - конечно, проигрывает. Управлять новыми троллейбусами одно удовольствие.

Вера Баловнева, КОНДУКТОР:

• На троллейбусе я работаю уже 20 лет - с 1997 года. Время было сложное, меня сократили на работе, и я устроилась в ТТУ кондуктором. Думала, временно, а оказалось - надолго. В конце 90-х работать было непросто. Условия были средние, салон не отапливался. Натягивали на себя всю одежду, что была, а по троллейбусу летал снежок. Руки коченели. Сейчас машины комфортные, теплые, просторные. И люди стали добрее! 

***

Протяженность троллейбусных линий в Самаре сейчас составляет 213,7 километра. Пассажиров перевозят 263 машины по 14 маршрутам. Обсуждается вопрос о пуске троллейбусов в динамично развивающиеся новые микрорайоны Самары. Стабильность троллейбусных перевозок обеспечивают около тысячи работников. Идет постепенное обновление подвижного состава. Пополнение последних лет - 37 белорусских машин и 20, произведенных на заводе «ТролЗа» в городе Энгельсе Саратовской области. 
Дата: 9 ноября 2017 , 11:50
339
Автор текста: подготовила Ирина Исаева
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
17 ноября 2017 , 17:04
414
После завершения работ, в декабре, здесь начнут укладывать газон.
17 ноября 2017 , 16:05
211
Совсем недавно в парке Дружбы появились две необычные скульптуры из старых деревьев –...
17 ноября 2017 , 15:47
192
Подведены итоги аукциона на оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным...
17 ноября 2017 , 15:40
201
До новогодних праздников остается еще больше месяца, поэтому небольшие передышки пока удается...
17 ноября 2017 , 15:32
200
Как ранее сообщал  sgpress . ru , в регионе начали выдавать номера серии...
17 ноября 2017 , 14:50
247
 
 
17 ноября 2017 , 13:44
569
В пятницу, 17 ноября, стало известно о том, что врио вице-губернатора региона Дмитрий Овчинников...
17 ноября 2017 , 13:40
460
Sgpress.ru собрал список аккаунтов городских департаментов, муниципальных предприятий и районных...
17 ноября 2017 , 13:28
209
В последние годы жанр скандинавского детектива прочно укрепился в кинематографе....
17 ноября 2017 , 13:15
340
Определились все участники финальной части Чемпионата мира по футболу 2018 года. Шесть матчей...
Выбор читателей
Выбор редакции
 В Самарской области Приора съехала в кювет и врезалась в стелу. Погибли два человека
2 ноября 2017
7422
1
Трагедия произошла в четверг, 2 ноября, в 7:50 на 1160 км трассы М-5 «Урал».
28 октября 2017
6931
По информации Приволжского УГМС, с 19:00 субботы, 28 октября, о 19:00 воскресенья, 29 октября, в...
Олег Фурсов с 1 ноября переходит на работу в региональное правительство
26 октября 2017
3406
Об этом сообщил врио губернатора Дмитрий Азаров на расширенном заседании правительства Самарской...
Самарские туристы попали под тайфун во Вьетнаме
4 ноября 2017
3196
1
 
В субботу, 4 ноября, на Вьетнам обрушился тайфун «Дамри». В городе идут сильные...
Под Самарой в столкновении грузовика и легковушки погиб ребенок
21 октября 2017
3159
 ДТП произошло в субботу, 21 октября, на автодороге "Обход Самары, 8 км +450м".
Выходные в Самаре: смотрим студенческие фильмы, слушаем Дельфина и идем на спектакль о взаимоотношениях мужчины и женщины
10 ноября 2017
514
Вот и пролетела короткая рабочая неделя, впереди выходные, и sgpress.ru предлагает наиболее...
В «ВТС Метро» не стали рассказывать, какие документы по станции «Алабинская» украли из офиса компании
1 ноября 2017
766
В среду, 1 ноября, в пресс-службе ГК «Волгатрансстрой» sgpress.ru сообщили о том,...
Под Самарой нашли 2 кг метилэфедрона
19 октября 2017
373
Сотрудники Управления наркоконтроля областного ГУ МВД задержали 32-летнего жителя Московского...
Газ в Самаре. История
19 октября 2017
517
Как метан пришел в Куйбышев.
Проект благоустройства склона у площади Славы скорректируют
19 октября 2017
706
В среду, 18 октября, в Самаре началось обсуждение, каким должен стать склон у площади Славы...