В галерее «Новое пространство» открылась выставка четырёх династий самарских художников

11.08.2018

119

Автор: Маргарита Петрова

В галерее «Новое пространство» открылась выставка четырёх династий самарских художников

Вопрос, который вызывает раздражение у большинства художников: «Откуда вы черпаете идеи и образы?» Ответить на него непросто. А порой и вовсе невозможно. Эта амбициозная задача стоит перед экспозицией «По законам художественного жанра», которая прервала трехмесячное затишье в работе галереи «Новое пространство».

Выставка стала второй в цикле «Династии». Год назад галерея рассказывала о семьях архитектора Алексея Моргуна и художника Горация Чернухина. На этот раз в центре внимания — сразу четыре творческие фамилии: Станислав Щеглов и Светлана Станиславовна Щеглова, Валерий Самаринкин и Алиса Валерьевна Самаринкина, Виктор Панидов и Алла Викторовна Сливкова, Юрий Андреев и Ольга Юрьевна Березина.

В экспозиции представлены живописные работы, графика, гравюры, акварели, керамика и предметы из личных коллекций художников. Прослеживать сходство и различие творческих манер отцов и дочерей очень увлекательно. Серия «Сотворение мира» Алисы Самаринкиной неуловимо перекликается с работами Валерия Самаринкина: «Разлив», «Осенние кружева» и так далее. Линии, очертания, темы, оттенки цвета. Объяснить это почти невозможно, но акварели Валерия и батик Алисы роднит некая общность.

Совсем другое ощущение остается от той части экспозиции, где расположены работы Виктора Панидова и Аллы Сливковой. Яркие, на грани аляповатости натюрморты и пейзажи дочери, а напротив — черно-белые офорты отца. Ее полотна, кажется, состоят из миллиона мазков и деталей. Если подойти к ним очень близко, то и вовсе трудно разобрать, что на них изображено. Его работы, рубленые до минималистичности, были в доме каждого советского человека. Виктор Панидов — классик иллюстрации к книгам, издававшимся в СССР.

По всему залу распределены стеклянные витрины. По одной для каждой семьи. «В гостях» у Самаринкиных и Щегловых в них можно увидеть трогательные черно-белые и более современные цветные фотографии. У Панидовых-Сливковых — эскизы, наброски портретов, кисти, краски, пастель, карандаши. У Андреевых-Березиных — готовые работы рядом с «моделями», изображенными на них, — самоваром, сахарницей, матрешками.

На вопрос «Трудно ли жить в семье, где сразу несколько художников?» отвечают почти в унисон: «Сложно, но интересно». Младшее поколение, выросшее в творческой атмосфере, быстро определялось с выбором жизненного призвания. Алла Сливкова рассказала о том, что с детства папа обращал ее внимание на окружающий мир, призывая детально наблюдать: «Смотри, какое небо. Смотри, какое отношение облаков к небу».

Станислав Щеглов щедро делится с дочерью главным профессиональным секретом, который узнал от своих учителей: «Хотите быть художником? Нужно много-много работать». Светлана в ответ признается, что все в ее творчестве от отца. Теперь уже она дает ему советы. Например, поберечь руки и дать им отдохнуть. Но с присущим ему упорством Станислав Щеглов трудиться не бросает.

Выставка «По законам художественного жанра» (12+) продлится в галерее «Новое пространство» (пр. Ленина, 14а) до 31 августа. Вход свободный.

Комментарий
Валентина Чернова, искусствовед:

— Дочки, конечно, счастливые. Но им пришлось и очень тяжело. Ведь существует опасность остаться в тени отцов, не оправдать ожиданий, оказаться бесталанными или невостребованными, лишиться работы. Экспонаты, представленные здесь, разные. Алиса, как и ее отец, занимается батиком, но также и керамикой, и тут можно провести водораздел. Юрий Андреев был замечательный рассказчик и собеседник. Его интерес к людям подхватила Ольга. Я много слышала о том, что у нее интересные портреты. В таком количестве увидела их впервые. Она действительно автор со своим интересным состоянием, своим миром, своей средой, с протяженностью во времени и пространстве. Для меня стало открытием путешествие Станислава Щеглова на Север, который изображен удивительно точными мазками, жестким и скупым рисунком. Дочери, вырастая рядом с отцами, читали те же книги, любили тех же художников, ходили на этюды. По замыслу, они должны были воплотить их мечты и чаяния. Не все, может быть, реализовались именно в той области, в которой хотел бы отец, но все они состоялись. И выставка состоялась благодаря этому удивительному «симбиозу» — отцы и дочери.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации