Сотрудница «Русского музея» Дарья Мальцева дает в Самаре уроки по реставрации древних икон

25.08.2017

115

Автор: Татьяна Гриднева

Фотограф: Екатерина Елизарова

Сотрудница «Русского музея» Дарья Мальцева  дает в Самаре уроки по реставрации древних икон

Когда-то советский писатель-деревенщик Владимир Солоухин нарушил негласное табу, написав о трагической судьбе русских икон. Его роман, всколыхнувший интерес к творчеству иконописцев назывался «Черные доски».

Одним из первых российских музеев, принявшихся за их спасение и реставрацию был ленинградский «Русский музей». Народный художник России, лениградец Евгений Мальцев еще в советское время участвовал в экспедициях по спасению творений церковных живописцев, отыскивая их разрушенных церквях. Его жена занималась их реставрацией.

Их дочь, Дарья Мальцева, известный искусствовед и реставратор, сотрудница «Русского музея» продолжает благородное дело своих родителей. Она уже во второй раз приехала в Самару. Первый ее визит был связан с выставкой «Полный иконописный месяцеслов» в Самарском художественном музее. Самарцы тесно сотрудничают со своими коллегами из «Русского музея».
Они пригласили Дарью Евгеньевну в качестве комментатора работ современных старообрядческих иконописцев.

Богатство собрания древних икон, хранящегося в храме Самарской Древлеправославной Поморской церкви, впечатлило искуствоведа из Санкт-Петербурга. Понимая нужду в их сохранении и приведении в порядок, она дала для прихожан несколько уроков по основам реставрации. В этом году петербургский реставратор открыла свои курсы вновь. В своем длинном платье и повязанном по староверческой традиции расписном плате, обрамляющем красивое русское лицо, молодая женщина как будто сама сошла с картины Сурикова. Рядом с ней за рабочим столом, установленном при входе в церковь,склонились над поврежденными иконами прихожанки и их детишки.

— Староверы обычно не допускают посторонних к своим святыням, — поясняет Мальцева. — Но меня представители самарской общины пригласили сами. Видимо, сыграло свою роль то, что мой отец — из старинной старообрядческой семьи.

Она рассказывает о том, что проведение подобных мастер-классов продиктовано необходимостью сохранить русское искусство иконописи времен церковного раскола. Нехватка профессиональных кадров ставит эти уникальные памятники под угрозу полного уничтожения. Многие образы, хранящиеся ныне в старообрядческих церквях, находятся в разрушенном состоянии.

Реставратор отмечает, что несмотря на то, что состояние икон в Самарском храме довольно благополучное, некоторые из них нуждаются в срочной реставрации. Ведь здесь находятсяподлинные образы 17 векаи много ихпозднейших списков. Но и более поздние образцы передают руку старых мастеров настолько точно, вдобавок, с использованием старинных материалов и технологий, что порой трудно осуществить их датировку.Ведь художники — староверы писали только яичной темперой, не воспринимали живописи масляными красками и хранили технологию изготовления икон, которая пришла на Русь из Византии.

Гордостью самарского храма являются работы сызранских иконописцев измастерской Бочкарева. Они получили известность благодаря исследованиям председателя Совета самарской староверческой общины Павла Половинкина. Несколько икон имеют клеймо Гавриила Ефимовича Фролова — это известнейший московский иконописец последней четверти 19 века.

Искусствовед показывает места на иконах, где отслаивается грунт, осыпается живопись, утрачена позолота, потемнели от времени и копоти лампад лики.

— Первоочередная мера — это вовремя оказать помощь иконе, остановить ее разрушение, законсервировать и очистить, — рассказывает она.

Дарья Евгеньевна повествует о старинных материалах, которые нужно использовать при «лечении» икон. Например, это рыбий клей, с помощью которого укрепляют краску и выполняют позолоту. Капля этого клея в буквальном смысле на вес золота потому, что делается он из плавательного пузыря осетровых рыб. С древности именно его использовали при создании икон. Работать с ним вроде бы просто: нужно намазать клеем поверхность, наложить папирус и прогладить утюгом. Но на деле процедура кропотливая и сложная. И у мастера просто нет права на ошибку.

— С очисткой поверхности еще сложнее, здесь используют бычью желчь. Она бережно снимает гарь и воск, при этом не травмирует красочный слой, — комментирует реставратор каждый свой шаг.

И на глазах под ее руками светлеют лики, становятся на места кусочки отошедшей краски, словом, начинается новая жизнь старой иконы.

Дарья Евгеньевна сообщает, что за недельный курс удается восстановить с десяток икон. Все они возвращаются на свои места в храме. И, самое главное, ее уроки помогают подготовить местные кадры, способные произвести простейшие реставрационные работы самостоятельно.

Комментарий
Надежда Пересторонина, прихожанка Самарской старообрядческой общины Древлянской Поморской церкви:

— Для нас очень важно сохранить наши святыни, чтобы последующие поколения наших семей приходили сюда и также молились на этииконы. Смотрите, этот святой образ мы сами восстанавливаем под руководством Дарьи Евгеньевны. Вот здесь была трещина большая, и мы ее склеивали, ставили зажимы. Теперь ее совсем не видно. Икону мы будем и дальше укреплять, потом подкрашивать. С нами пришли и наши дети. Видите, с каким усердием и интересом работают эти мальчики? Возможно, они станут в будущем тоже реставраторами или иконописцами.

Читайте также:

Лента новостей

Самарские школьники могут бесплатно посетить экскурсии по музеям и местам боевой славы

Такую возможность предоставляет Всероссийский патриотический проект «Дороги Победы».

Новости

В Самарской области организуют дистанционные религиозные службы

Трансляция служб начнется со следующей недели. В пятницу, 27 марта, губернатор Дмитрий Азаров объявил о введении дополнительных мер в Самарской области по […]

Общество

В пансионатах, приютах и детских домах Самары ввели карантин

Все новые социальные услуги граждане смогут получать удаленно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации