12.09.2017
38
Невелика доля преувеличения в словах московского критика Алексея Гончаренко, который на открытии фестиваля «Золотая репка» выразил мнение, что постоянные зрители «СамАрта» знают молодых режиссеров всей России.
В Самаре свои эскизы представляли режиссеры, которые теперь возглавляют театры по всей нашей необъятной родине. В этом году руководители лаборатории «Молодая режиссура» драматург Михаил Бартенев (Москва) и театровед, театральный продюсер Олег Лоевский (Екатеринбург) решили посвятить ее именно им — пробовавшим себя в этом проекте.
— По каким же законам судить эскизы иностранных режиссеров? — спросила я свою более опытную коллегу перед началом лаборатории.
— По тем же самым…
В этом году «Молодая режиссура» состоит исключительно из иностранных постановщиков. Международное сотрудничество фестивалю помогли осуществить Гете-институт и швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция». Если бы я знала, что в работах ничего не будет выдавать происхождения режиссеров, не приставала бы с глупыми вопросами.
Лаборатория этого года выгодно отличается в первую очередь участием в ней актеров театра «СамАрт» наряду со студентами института культуры. Опыт и высокий уровень профессионализма сразу придают эскизам большую завершенность и делают их сравнимыми со спектаклями. А также позволяют режиссерам не отвлекаться на «технические трудности».
В основе первого эскиза — «Ильнур альбатрос» — пьеса, написанная режиссером-постановщиком Катариной Кромме специально для самарской лаборатории. Автор продолжила «птичью традицию» в литературе, в ряду которой «Гадкий утенок», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и др. История об альбатросе, который боялся научиться летать, но в конечном итоге преодолел свои страхи, да еще и нашел друзей, не претендует на оригинальность. Поставленный в легкой и ироничной манере, эскиз беседует со зрителями как с добрыми приятелями. Минимальное количество декораций помогает артистам проявлять чудеса акробатического мастерства, а режиссеру — выдумки. Звери, птицы и прочие персонажи летают, прыгают, падают, катаются на животе и даже шагают на ходулях. Актеры демонстрируют прекрасный ансамбль, наблюдать за существованием на сцене которого очень приятно. Дополнительный плюс эскиза — живая музыка в исполнении Марины Гриценко, которая не ограничивается аккомпанементом на фортепиано, а включается в действие.
Коллега Катарины из Швейцарии Мюриель Имбах вместе с актерами «СамАрта» и студентом института культуры также сделала эскиз по своей пьесе. «Почему мы на Земле?» — название задает тон всей постановке. Десятки вопросов, каждый в паре с воздушным шариком, артисты бросают друг другу, а порой — в зал. Зрителям предлагают задуматься о жизни и смерти, о предназначении всего, что нас окружает. Эскиз, сплетенный из простых элементов, был бы особенно интересен во взаимодействии с маленькими зрителями, которых в зале недоставало.
Совсем другой рисунок создал за несколько дней Доминик Бюттнер. Малый зал «СамАрта», к сожалению, не смог вместить всех желающих посмотреть «Трехгрошовую оперу» Брехта. Художественный руководитель театра Павел Маркелов так прокомментировал рассадку зрителей, примостившихся в проходе зала и стоящих над рядами:
— Это вполне в духе Брехта: он хотел, чтобы публике было неудобно сидеть и смотреть — так она лучше вовлечена в происходящее.
В театре, для которого одним из знаковых спектаклей уже 16 лет является «Мамаша Кураж» в постановке Адольфа Шапиро, сделать достойную «Трехгрошовую» было делом чести. С этим блестяще справились немецкий режиссер и самарские артисты.
Трудно поверить, что эскиз создан за несколько дней. «Лабораторная работа» Бюттнера выглядит цельным и готовым спектаклем. Одетые под персонажей немого кино и загримированные под уродцев Тима Бертона артисты с разной степенью чистоты исполняют зонги и танцуют. Хореография и пластика здесь зачастую выходят на первый план, что закономерно, учитывая огромный опыт работы постановщика в качестве артиста балета, в том числе с Романом Полански и Гарри Купфером. Впечатление от происходящего усиливает и музыкальное оформление от Василия Тонковидова.
Станут ли эскизы основой для сотрудничества постановщиков и «СамАрта», станет известно после подведения итогов лаборатории, о которых вы сможете прочитать в одном из следующих номеров «Самарской газеты».
Лента новостей
Новости
Общество
Комментарии
0 комментариев