Есть ли будущее у пешеходной улицы Куйбышева?

16.08.2018

130

Автор: Илья Сульдин

Фотограф: Владимир Пермяков

Есть ли будущее у пешеходной улицы Куйбышева?

Питер — это Невский, Барселона — это Рамбла, Париж — Елисейские Поля. Самара… Ленинградская? Или теперь Куйбышева? А может быть, Победы или проспект Ленина? Главная улица города — символ и важная часть городского бренда. Не просто выделенный абзац в туристическом путеводителе, но настоящий миф.

«Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое отечество. Никогда до конца не пройти тебя». Эти строки Булата Окуджавы, так же как и огромный пласт русской классики, посвященный Невскому проспекту, постоянно, денно и нощно, работают на привлекательность, укрепляют туристические бренды. Хотелось бы и нам, в Самаре, чего-то такого. По крайней мере история с пешеходной Куйбышева и активная дискуссия вокруг этой пешеходности показывают, что тема действительно важна для горожан.

Что не так с Ленинградской?

Действительно. Ведь есть уже пешеходная улица, наш заявленный самарский Арбат, с фонтанами и клумбами, с художниками и музыкантами, кафе и магазинами. Почему вдруг так активно начали обсуждать тему пешеходной Куйбышева? Возможно, потому, что с Ленинградской все понятно. А Куйбышева вдруг оказалась востребованным общественным пространством, которое наполнилось, пусть на время, невероятно активной уличной жизнью. И горожанам показалось, что этот протуберанец Чемпионата мира по футболу будет жить сам, одной только энергией Самары. Ленинградская просто неинтересна. Там не произошло ничего такого, чего не было бы на прошлой неделе или в прошлом году. А на Куйбышева произошло.

Свежий «Ветерок»

Одного нормального бара оказалось достаточно, чтобы раскачать целую улицу. Сама по себе свобода пить пиво на улице — не самая большая ценность. Но праздник непослушания = атмосфера Чемпионата + множество иностранных фанатов + будоражащее ощущение вольницы. Эти слагаемые и возвели барную свободу на небывалый уровень. Даже жесткая реакция полиции (не сразу, но последовавшая), которая запретила уличное распитие, не снизила градус общественного возбуждения.

Бар просто оказался очень правильным для всей многонациональной тусовки. Да, такие же существуют во всем мире, и англичане, и шведы, и австралийцы, и колумбийцы чувствовали себя здесь как дома. Конечно, и кроме «Ветерка» на улице было много активности. И нельзя сказать, что есть какой-то главный фактор. Но опыт одного отдельного бара едва ли не самое ценное, что можно увидеть в этой истории. Пена спала, а приятное послевкусие осталось.

(С)ложная пешеходность

Твиттер-призыв, замеченный Дмитрием Азаровым, набрал свою россыпь лайков, и улицу Куйбышева объявили пешеходной по выходным до сентября. Интернетдемократия самарского образца не всегда действенна, но в этой ситуации было очевидно: тема пешеходной Куйбышевской действительно заинтересовала горожан. Но именно ли пешеходной?

Давайте вернемся к началу статьи. Елисейские Поля, Рамбла, Невский — это вполне себе оживленные транспортные магистрали. С автобусами. Те же Елисейские Поля изначально проектировались так, чтобы и публике, и транспорту было довольно места. На Куйбышева, увы, завязано большое количество транспортных потоков. Сюда будет выходить, например, один из съездов Фрунзенского моста. И просто закрытие улицы приведет к существенному усложнению трафика в центре города.

Не умаляя прелести пешеходных улиц, кажется более уместной реализация на улице Куйбышева качественной концепции современного благоустройства, которое собственно и подразумевает программа, заявленная президентом. В Самаре совместно с институтом Strelka были разработаны концепции для Фрунзе и Красноармейской. Делали их молодые архитекторы Ирина Фишман и Александр Шуткин. Проект зарубили. Возможно, что есть смысл вернуться к этой идее и распространить ее на Куйбышева?

Кабак или музей?

Про «Ветерок» говорили все. Но на Куйбышева в постмундиальные выходные было немноголюдно. Потому что было жарко, потому что закончился Чемпионат, потому что там, в общем-то, мало чем можно заняться. Одним из активных протагонистов пешеходной Куйбышева выступил Андрей Кочетков — инициатор «Том Сойер Феста». В ироничном посте он писал: «Служебная инструкция для блогеров по пешеходности улицы Куйбышева в выходные.

Если хотите доказать, что она никому не нужна, приходите пофотографировать ее пустую перед ливнем, во время него или сразу после. Есть еще один, проверенный во время ЧМ, способ. Ждите жару градусов 35 и бегите быстрее делать снимки часа в два дня. Работает — супер! Еще можно вообще никуда не ходить и писать комменты о своей тяжелой жизни под фотографиями пустой улицы, попутно рассказывая о том, как вы буквально каждую субботу ездите по важнейшим делам по Куйбышева, а теперь вас обделили. Тоже лайкают».

Но несмотря на иронию, проблема заполнения Куйбышева, независимо от ее пешеходности, существует. Департамент культуры приглашает на выходные музыкантов, придумывают свои активности заведения, пианино раскрасили, движуха идет, но сейчас она скорее по принципу «с миру по нитке».

Свою концепцию улицы, как музей, предложил историк Михаил Перепелкин.

В Киеве есть музей одной улицы — Андреевского спуска, потому что все, что происходило в матери городов русских в течение столетий, так или иначе отражалось в истории этой улицы. И если говорить о Самаре, то смело можно было бы открывать такой же музей и посвящать его улице Дворянской — она же Советская, она же Куйбышева.

Косвенным подтверждением этого концепта стала удачная акция «Арт-шаг», которую провел Художественный музей. Художники рисовали, пары танцевали, все было очень мило. Эта инициатива нового директора Аллы Шахматовой. Она показывает, как может жить музей на улице. И это еще при том, что в музее даже нет своего кафе!

В интересах большинства

Конечно, сама дискуссия о Куйбышева — это огромный прогресс для всех самарцев. Это широкая дискуссия, которая интересна не только архитекторам и чиновникам, по разнарядке. И если стремиться к достижению лучшего результата, то необходимо прежде всего объединять все позитивное, что есть на Куйбышева, развивать и стимулировать активность собственников и арендаторов и провести нормальное благоустройство. Провода спрятать хотя бы. Будет ли в итоге Куйбышева пешеходной? Пусть она будет на весь мир знаменитой! Как Рамбла. А уж пешеходной — это как у нас у всех вместе получится.

Читайте также:

Город смыслов

Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

Последняя публикация проекта. С окончанием 2018 года мы завершаем проект «Самое самарское». Но наше изучение самарской уникальности не закончится с […]

Город смыслов

Нужна ли Самаре реновация

Бренд Самары совершенно невозможно сделать успешным и привлекательным без большой работы по приведению этой самой Самары в привлекательный вид.

Город смыслов

Самое самарское. Открыть город

Да-да, можно предположить реакцию на заголовок: раньше был закрытый Куйбышев, потом его открыли, город снова стал Самарой. Все уже открыто, […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации