Олег Белов: «Мой счастливый случай»

28.05.2016

47

Автор:

Олег Белов: «Мой счастливый случай»

Любимый артист поделился достижениями и планами

После перенесенного четыре года назад инсульта заслуженный артист России Олег Белов довольно быстро вернулся к профессии и на сегодня занят в четырех спектаклях академического театра драмы им. Горького. Кроме того, в психиатрической больнице он вместе со своей женой Галиной организовал театральную студию «Счастливый случай», когда их пригласили заниматься арт-терапией в отделении реабилитации. Олег Константинович поставил с пациентами уже несколько спектаклей, принял участие во многих самарских и всероссийских фестивалях и на достигнутом останавливаться не собирается.
 
Замахнулись на «Женитьбу»
— В мае мы выступали на фестивале «Театромагия», который проводит Самарский институт культуры. Они в этом году сделали номинацию «Театр без границ», в нее попали мы и воронежский театр.
 
27 апреля экономический университет провел международную конференцию «Как выжить в условиях кризиса». Мы показывали, как выжить духовно, чтобы не сойти с ума от всех сложностей. Работали в огромном актовом зале на 600 мест. Без звуковой аппаратуры, без подзвучки. Больших стен мы не боимся — играли в ДК Железнодорожников, в московском «Театре Луны» Сергея Проханова. Но там помещение и акустика хорошая, а здесь — нет. Два дня полностью посвятили речевой репетиции, чтобы было слышно по всему залу. Не кричать, а говорить для последнего человека в зале. В результате так здорово отработали! Я сидел за ширмой — у одного нашего актера есть привычка опаздывать на выход, подсказываю ему — и плакал.
 
Олег Белов: «Мой счастливый случай»— Что показывали?
 
— Играли наш новый спектакль «Здравствуй, детство». Пригласили знакомого из экономического института, предложили ему выбрать, что показать на их конференции, и он сказал — «Здравствуй, детство». На наш вопрос — почему?
 
— ответил: «Во время показа я повернулся и увидел, что сидят мои студенты — эти циники молодые — и рыдают».
 
Представляешь, мы четыре года работали в больнице и не знали, что там есть детское отделение! Сразу подумали: «А почему же мы только для взрослых ставим?» И придумали проект на новый год — Галя (жена Олега Белова. — Прим. авт.) написала инсценировку по детским песням и стихам Агнии Барто и Сергея Михалкова. Сделали акцию, за счет благотворителей купили подарки, сыграли спектакль. Медсестры были очень удивлены: «Для нас специально что-то сделали?!» Они не привыкли к такому вниманию.
 
— Сколько уже спектаклей в репертуаре театра «Счастливый случай»?
 
— Первый был «Граф Нулин» по поэме Пушкина, чеховский «Медведь», «Чонкин» Войновича. На 70-летие Победы мы сделали спектакль, совместив текст «Василия Теркина» с военными песнями.
 
Олег Белов: «Мой счастливый случай»— Актеры меняются?
 
— Труппа начиналась с трех человек. Постепенно разрасталась — по рекомендации врача приходили новые люди. Некоторые выписывались и уходили, а другие выписывались и не покидали нас. Появились волонтеры-психологи. На данный момент в труппе 12 человек.
— Специалисты отслеживают эффект от вашей арт-терапии?
 
— Второй год самарский реабилитационный центр по России занимает призовые места. Исполнители главных ролей в трех наших первых спектаклях — «Нулин», «Медведь» и «Чонкин» — вернули трудоспособность. Не знаю уж, наша это заслуга или нет. Помимо студии ведь в центре есть и двигательная терапия, и трудотерапия, и многое другое.
 
Движение арт-терапии по всему миру распространено давно. За то, что появился наш театр, низкий поклон Михаилу Соломоновичу Шейферу — главврачу больницы. Эту идею не все принимали: она же требует финансовых и временных затрат. Мне очень приятно, что своей работой мы доказали: Михаил Соломонович был прав.
— Какие ближайшие планы «Счастливого случая»?
 
— Сейчас делаем новый спектакль — замахнулись на «Женитьбу» Николая Васильевича Гоголя. Она идеально раскладывается на актеров: у нас очень много мужчин, а женщин почти нет.
 
В сентябре-октябре поедем в Москву на фестиваль особых театров «Протеатр». Повезем «Чонкина». Мы уже ездили на «Нить Ариадны» — форум театров для людей с психическими отклонениями. А «Протеатр» — это любые формы театра, выбивающиеся за рамки нормы. Это и люди с ограниченными возможностями, и, например, театр в избе — муж с женой, создавшие культурное пространство у себя в деревне.
 
Доверяйте режиссеру!
 
— В этом году в Самарском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Странная   миссис Сэвидж» с вашим участием. Расскажите о работе с режиссером Александром Кузиным.
— С Александром I Сергеевичем я работал в трех спектаклях: «Простой истории» и «На дне» театра «СамАрт» и «Лесе» театра драмы. Вызвали актеров на читку пьесы «Странная миссис Сэвидж» и распределение ролей. Александр Сергеевич говорит: «Этот играет этого, этот — этого. И Олег Белов». Все воскликнули: «А он кого будет играть?» На что он ответил: «Я придумаю. Ну может у меня быть маленькая слабость?» Я, конечно, комплексовал, боялся, что вставлять персонажа в законченную пьесу — это притянуто за уши. Александр Штанин (заместитель генерального директора Самарского академического театра драмы. — Прим. авт.) после репетиции сказал: «Надо же! Пьесу нашли, где прям на Олега выписана роль!» То есть он не понял, что моего персонажа полностью придумал постановщик.
 
Александр Кузин послужил для меня примером того, что такое вера режиссера в артиста. Мы репетировали «Простую историю» в «СамАрте», в это же время я был занят в постановке «Амадеуса» в драме. Когда освобождался в драме, бежал в обед на репетицию в
«СамАрт». Я сразу сказал Александру Сергеевичу, что пойду только в пару с кем-нибудь, чтобы не задерживать процесс репетиции. Но потом он снял молодого артиста — что-то там не пошло. Я умолял, чтобы он нашел еще кого-нибудь, мне страшно не хотелось задерживать всех. На что он сказал: «Но где же, Олег, еще одного такого найдешь?» И после этих слов мне хотелось репетировать ночами, без обеда, сделать не на 100, а на 300 процентов! За этим человеком ты готов идти куда угодно — когда такая вера в тебя есть!
— В чем его особенность как режиссера?
 
— Сейчас с классикой особенно не церемонятся. Когда мы ставили «Лес», я пришел домой, Галка у меня спрашивала: «Расскажи, как вы делаете?» Я говорю: «Как написано». Это такая редкость! Если режиссер умеет копать вглубь, ему не нужно переделывать текст. Эпатаж дают, когда больше взять нечем.
 
Я безумно благодарен судьбе за то, что она подарила мне возможность работы с такими режиссерами как Александр Кузин, Вячеслав Гвоздков, Валерий Гришко, Юрий Васильев, что они занимают меня в спектаклях, несмотря на мою болезнь. Я всегда говорю: доверяйте режиссеру. Если ты будешь черпать только из себя, все время будешь ходить один и тот же. У этого человека другой взгляд: он для тебя открывает тебя другого и делает непохожим на самого себя в других спектаклях.

Фото
 

1. Олег Белов в новом спектакле театра драмы «Странная миссис Сэвидж».
2. Вместе с женой Галей (третья слева в нижнем ряду) и участниками театральной студии «Счастливый случай».
ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации