Видеть звук, слушать цвет

05.06.2012

45

Автор:

Видеть звук, слушать цвет

В Самаре проходит фестиваль интеллектуальных деликатесов «Улица как музей музей как улица»

30 мая в рамках фестиваля открылись три выставки. В художественном музее зритель может познакомиться с экспозицией «Видеть звук».

Значительная часть работ даёт посетителям возможность осознать сложный процесс визуализации звука. Эксперименты художников начала ХХ века — движущиеся под музыку фигуры, замысловатые монтажи Эйзенштейна и немецких экспрессионистов 20-х годов, лабораторные работы пионеров мультипликации и светомузыки соседствуют с продукцией современных видеоартистов. Ярко выделяется инсталляция «Послеполуденный отдых Баха» композитора Владимира Мартынова. Многоголосная композиция на несколько ладов варьирует единственную незавершённую музыкальную фразу. Зритель, видя на экране медленно увеличивающийся завораживающий узор, как бы заглядывает в источник произведения или присутствует при его рождении. Бесконечная усложнённость ритмического рисунка пятен в итоге приводит к гравюрному изображению ангелочка, который заглядывает не то в подзорную трубу, не то в мундштук духового инструмента.

Самой интересной работой на выставке оказался «Пир Трималхиона» от группы «АЭС+Ф». Это интерпретация сохранившейся в наиболее полном виде главы романа «Сатирикон» Петрония Арбитра, великого древнеримского поэта, современника Нерона. Завораживающее видео погрузит зрителя в пространство современного пятизвёздочного гостиничного рая с оплаченным проживанием. Он станет свидетелем проявления таких пороков, как непомерное гурманство, граничащее с чревоугодием, чрезмерное расточительство и богатство, символом которых и стал сам Трималхион, персонаж романа «Сатирикон». Художники создали свою работу по всем канонам рекламной кампании для люксового бренда. Люди, обитающие в этом роскошном отеле, делятся на две категории: «господа» и «слуги». «Господа» — выходцы из «Золотого миллиарда», одетые в белые одежды, отсылающие к ассоциации то с современным Эдемом, то с колониальной униформой, а то и с круизной коллекцией какого-нибудь модного дома. Но тем не менее они не-обезличены, и вы легко отличите университетского профессора от брокера, а светскую львицу от интеллектуалки. «Слуги» Трималхиона — молодые и привлекательные представители разных континентов, сотрудники огромной отельной индустрии: официанты, горничные, повара, садовники, охранники, массажисты. Всё почти совпадает с реальной картиной мира, но по мере развития действия персонажи иногда начинают меняться ролями. Распутные удовольствия этого безоблачного рая подвержены влиянию глобальных катастроф, постоянно вторгающихся в этот мнимый мир.

На выставке много и других интересных работ как классиков, так и современных мастеров видеоарта. Всех их объединяет попытка визуализировать гармонию музыки.

После посещения художественного музея зрители направились в галерею «Виктория», где их ждала выставка Владимира Тарасова «Первая река», на которой представлены четыре видеопроекции с работами художника-музыканта. Когда находишься в этом пространстве, тебя полностью захватывают эмоции. Анализ неуместен, когда видишь огромное видеополотно с быстронесущейся холодной водой, полной энергии, скорости и пены. Куратор Виталий Пацюков сравнивает «Первую реку» с реками загробного мира, описанного Данте Алигьери. Но небесная голубизна воды, стремительный её поток и определение «первая», данное этой реке художником, отсылают нас и к мирозданию, и к мифам о происхождении земли из воды. Кажется, что суша образуется в пенных водяных складках и эта суша так же неостановимо уносится вдаль, как время, жизнь и вообще всё, на что ни покажи. Гераклитово «В одну реку нельзя войти дважды» слышится в барабанном бое, под который и бежит «Первая река». Музыкальное сопровождение к этому и другим произведениям сочинил, а вернее, сыграл сам Владимир Тарасов, виртуозно владеющий ударными.

На выставке также представлены видеоработы «Трио», «Третья река». Особенно хочется отметить документацию аудиохореографического перформанса «Последний пейзаж» (видео и фотоотчет с мероприятия. — Прим. ред.), сделанного совместно с Джозефом Наджем для фестиваля в Авиньоне.

Видеть звук, слушать цветВидеть звук, слушать цветПосле «Виктории» зрители оказались в литературном музее (усадьбе Алексея Толстого). Процесс «брожения» между арт-заведениями — особенно любимая руководителями Государственного центра современного искусства в Самаре форма выставки. Кажется, они специально назначили на один день три мероприятия, чтобы у посетителей была возможность погулять по городскому центру, воображая, будто Самара — один огромный музей. Прогулка продлилась до позднего вечера. Во дворе усадьбы Алексея Толстого на десять часов было назначено хореографическое выступление «Корпорации швов» — экспериментального театра современного танца. А на десерт — электрошумовой дуэт «Биоволк». И оба эти пункта вечера в литмузее, который организаторы назвали «ночной кульминацией», были великолепны.

Нежные и страстные движения девушек из «Корпорации швов» танцем язык не поворачивается назвать — это была сама жизнь. Естественные и чрезвычайно живые жесты -настоящий театр. Создавалось ощущение, что задняя стена музея была построена специально для этого представления, и его симметрично расположенные лестницы, балконы и шесть запертых дверей должны были имитировать кэрролловскую Страну Чудес.

Мистический «Биоволк», состоящий из Евгения Чертоплясова и Марка Силиньо (оба названы по псевдонимам), играл до одиннадцати. Музыку, напоминающую саундтрек к «Космической Одиссее — 2001», сопровождал абстрактный видеоряд. Настроение было по-настоящему ночное и медитативное.

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации