Слезы мастера

23.12.2011

35

Автор:

Слезы мастера

Покой им только снится

В понедельник на сцене театра оперы и балета легендарный театр Романа Виктюка представил спектакль «Мастер и Маргарита». Режиссерская интерпретация Романа Григорьевича — очередной пример беспощадного пиара начала тысячелетия. Тогда — в 2001 году — постановка действительно вызвала фурор на фоне привычно уважительного отношения к классике и новизны гомосексуальных мотивов. Сегодня «новая драма» выкидывает и не такие экзерсисы, однако спектакль по-прежнему собирает полные залы.

Сам Виктюк признавался, что опирался на ранние редакции романа — даром, что в окончательную версию они не попали. Складывается ощущение, что режиссер взял произведение Булгакова, выпотрошил его, оставив лишь внешнюю оболочку сюжета, набил подтекстами и гипертекстами и поставил заплатки там, где швы оказались неровными. Впрочем, если не присматриваться, то можно и не заметить.

Режиссер смело тасует оригинальный сюжет «Мастера и Маргариты». Спектакль начинается с диалогов Иванушки и профессора Стравинского в сумасшедшем доме, продолжается знакомством поэта с Мастером, раскрывается предысторией — первой главой «Никогда не разговаривайте с незнакомцами», а после весьма условно передает дальнейшие события. Кульминации, по сравнению с почти дословной завязкой, явно не хватает ожидаемого накала. На балу у сатаны вместо главных злодеев тысячелетий кружатся золотые головы Ленина и серебряные Сталина — намеки становятся все прозрачнее. Головы эти — важная часть сценографии — на протяжении всего действия стоят на сцене словно изваяния каменных идолов с острова Пасхи -мешающие всем, но необходимые для обычного уклада жизни.

Слезы мастераИзвращенная советская действительность у Виктюка — едва ли не самостоятельное действующее лицо. Именно она, по версии автора, всему виной: сводит с ума и чернит души, выкручивает суставы и разъедает разум. Пропаганда словно невидимый кукловод дает реакции на стимулы. Находясь в клинике Стравинского, безумный Иванушка то и дело собирается на войну, отчаянно размахивая невидимой шашкой и слюняво подпевая: «Если завтра война, если завтра поход». Его тело против его воли танцует под бравые марши, а голосовые связки вторят фальцетом женскому сопрано, исполняющему агитпесни. Редкие минуты сознания приходят к нему, лишь когда Воланд держит его за руку. И, возможно, потому вскоре поэт сам начинает искать в пустоте его  длань. Пролетарская печать лежит и на Стравинском. Жесты доктора по-прежнему тонки, но галифе и кирзовые сапоги недвусмысленно намекают: профессор ступил на путь, измаранный советчиной.

Актеры (Мастер — Михаил Фатеев, Воланд — заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин, Маргарита — заслуженная артистка РФ Екатерина Карпушина, Иванушка — Игорь Неведров) играют завораживающе, на надрыве. Кричат — страшно, плачут — огромными слезами, танцуют — чувствами. Но к концу спектакля ловишь себя на мысли, что немного устал от вымученных судорог, изломанных поз, заплаканного Мастера, грохота падающих стульев, скрипа облезлых больничных каталок, мусора на сцене, хрипящих аудиохроник — от чрезмерности. Может, в этом и заключается особенность современного театра: чтобы в лоб, без обиняков. Так понятнее. И, честное слово, радуешься, когда Мастеру, Маргарите и зрителям наконец даруют покой. Собственно, этим все и заканчивается — покоем, сталинской речью и бурными, долгие годы несмолкающими аплодисментами.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации