Шесть дней на улице

06.03.2012

19

Автор:

Шесть дней на улице

Молдавский театр в Самаре

Гастроли театра — всегда большая удача для нас, зрителей. Не выезжая за родные пределы, мы можем видеть, что творится на театральных подмостках других городов и даже стран.

Ксожалению, в наши дни эта практика почти утрачена. Да, нас регулярно балуют привозными спектаклями. Но разве можно по одной-двум постановкам понять, чем живет и дышит тот или иной творческий коллектив, в каком направлении движется? Муниципальный театр «Камерная сцена» подарил самарцам возможность познакомиться с молодежным коллективом из Кишинева «С улицы Роз». Молдавские артисты с 28 февраля по 4 марта показали три взрослых спектакля и детский, «Золотой ключик», каждый причем по два раза.

ПОРТРЕТ, НАПИСАННЫЙ СЛЕЗАМИ
Открылись гастроли пластическим спектаклем «Падам… Падам…» по одноименному произведению Инны Гриншпун. Постановка Юрия Хармелина (главный режиссер театра) во всех трагических подробностях рассказала зрителям биографию великой и неподражаемой Эдит Пиаф.

Поначалу выбор красивой актрисы на роль «серого воробушка» (так переводится на французский сценический псевдоним Пиаф) кажется странным. Но Ольга Софрикова не стремится к портретному сходству и как можно более точному воплощению образа знаменитой француженки на сцене. Она смотрит на герои приобретают счастье нее как бы со стороны, хотя повествование идет от первого лица. Героиня с иронией рассказывает о трудном детстве, родителях-алкоголиках, вине, добавляемом в молоко, «веселых» днях, проведенных будучи ребенком в борделе. Взрослая жизнь ее тоже не балует.

Постановщик не скупится на душещипательные подробности: умершая дочь, изменяющие любовники — обитатели парижского дна, наркотики, сильные романтические привязанности, оставляющие в сердце Пиаф зияющие раны…

Актеры в масках, нарисованных на лицах, исполняющие остальные роли, в силу условности костюмов и универсальности грима имели все шансы слиться в безликую массу. Но нет, каждый из персонажей обретает свое лицо, когда мы смотрим на него глазами влюбленной женщины. Песни на сцене звучат не часто и только в исполнении самой Эдит Пиаф, потому что лучше бы никто не исполнил. Ведь она, как прозвучало в начале спектакля, «пела не для того, чтобы зарабатывать на хлеб, а для того, чтобы жить и дышать».

С ШАШКОЙ НАГОЛО
Совсем другим театр «С улицы Роз» предстал перед самарским зрителем в спектакле Юрия Хармелина по пьесе Николая Коляды «Нюра Чапай».

Нюра Чапай — это прозвище, которым наградили главную героиню в дни ее молодости за боевой характер. Заслуженный деятель искусств Республики Молдова Людмила Колохина создает симпатичный образ решительной и веселой женщины. Такая точно коня на скаку остановит. А в горящую избу мало того что войдет, но и сама ее подожжет. Еще один интересный персонаж — внучка Нюры Лиляка в исполнении Елены Тендель. Лиляка протестует против лицемерия матери, раздражает ее как может, доходя порой до жестокости. Менее удачными выглядят образы матери и сына в исполнении Альбины Самарцевой и Максима Чеботаря. Они служат скорее катализатором развития сюжета, не раскрываясь по ходу пьесы.

Имя Николая Коляды не значится в репертуарном списке самарских театров. Может быть, поэтому публика не была готова к его современному, живому языку. Школьники, составлявшие большую часть зрителей, не знали, как реагировать на столь привычный для них сленг, звучавший со сцены. И аудитория, лучше всего подходящая для спектакля, оставила без реакции немалое число остроумных шуток. Зато финальная сцена спектакля тронула зрителей — носами хлюпали многие юные театралы.

ДОЖДЬ ЗА 46 ДОЛЛАРОВ

В постановке Нугзара Лорд-кипанидзе практически нет расхождений с оригинальным текстом и сюжетом пьесы Роберта Нэша «Продавец дождя». Главный герой, едва ли не каждую фразу которого можно принять как жизненный принцип, заставляет остальных персонажей поверить в то, что им ранее казалось невозможным. Он даже обещает вызвать дождь за 46 долларов. В итоге благодаря его честности, прямоте, искренности Лиззи и помощник шерифа Файл понимают, что нужны друг другу. А природа дарит всем настоящий ливень, который означает конец длительной и беспощадной засухи — не только на земле, но и в человеческих сердцах.

Игру артистов «С улицы Роз» зал оценил по достоинству. Свист в конце спектакля означал не что иное как искренний восторг зрителей — большинство из них ведь еще учится в школе. История о том, как нужно верить в себя и в свою мечту, не оставила никого равнодушным.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации