Преодоление «Ямы»

28.06.2012

66

Автор:

Преодоление «Ямы»

Будущее театра драмы уже наступило

Работу над «Ямой» со студентами IV курса мастерской заслуженного деятеля искусств РФ Вячеслава Гвоздкова педагоги — заслуженная артистка РФ Елена Лазарева и Елена Ивашечкина — вели в течение года. Результат подготовки к экзамену по сценической речи специально приглашенные зрители смогли увидеть на малой сцене театра драмы 18 июня.

Это не первый выход студентов на профессиональную сцену: они все уже заняты в репертуарных спектаклях театра драмы. «Беда от нежного сердца», «Пиковая дама», «Невероятные приключения Юли и Наташи» — премьеры сезона 2011 — 2012 с участием юных актеров, еще не завершивших свое профессиональное образование.

Но «Яма» случай особый. Выбор произведения — уже поступок. «Яма» Александра Куприна — материал, над которым сложно работать не только с профессиональной точки зрения, но и с моральной. Актеры вместе с педагогами сумели перенести на сцену жесткую, беспощадную повесть о судьбе проституток и сделать из нее задевающий за живое спектакль.
Сцена — почти пустое пространство с черными стенами. Стулья — вот весь нехитрый реквизит постановки. Смена костюмов — для того, чтобы обозначить смену персонажей (почти каждый играл две, три, а то и четыре роли). Все внимание сосредоточено на артистах.

Молодые исполнители играют с огромной самоотдачей. Видно, что роль (особенно это касается главных героинь) пропускается через себя, переживается внутренне. Это актуализирует смыслы произведения, написанного сто лет назад. Спектакль — не о тяжелом быте проституток рубежа XIX — XX веков, а о женщине, о ее зависимом положении в обществе, созданном мужчинами и для мужчин.

Актрисы выглядят здесь явно выигрышнее актеров. Судьбы героинь — смысловой и эмоциональный центр спектакля. Анастасия Ермилина играет сложную роль противоречивой, озлобленной, ранимой Жени. В ее агрессии сквозит беззащитность, в привязанностях — обреченность, в страсти — отчаяние. Все эти полутона Анастасия воплощает без единой фальшивой ноты.
Студенты бок о бок проучились четыре года, возможно, это создает слаженный ансамбль спектакля. Броская красота и несгибаемая воля Тамары (Екатерина Соловьева), бестолковая доверчивость Любки (Алена Латухина), контраст нежности и агрессивности Маньки (Марина Петромаева), жестокость и категоричность Эммы Эдуардовны (Анна Солдатова) существуют не как отдельные яркие штрихи, а как гармоничное полотно.

Мужские характеры здесь — лишь обрамление. Они выступают в роли безжалостных экзекуторов, ненавистных клиентов или учителей, прячущих свои темные страсти под маской благопристойности. Особняком стоит только исполнитель роли Платонова Даниил Богомолов. Это очень убедительная актерская работа, мощная и естественная. Платонов нужен как будто в качестве резонера, но мысли и чувства автора Даниил доносит до зрителя с искренней страстью и болью.

Пожалуй, чересчур пародийно выглядят образы грузина Нижерадзе (Артемий Кондратов) и Сеньки-вора (Иван Новиков). Они скорее напоминают карикатуры, не совсем уместные в столь пронзительном произведении.

Преодоление «Ямы»В спектакле нет пошлости: интимная близость, ставшая для героинь публичной, скрыта под цветастым народным платком. Платок здесь — важный сквозной образ. Это символ женского начала во всех проявлениях. С помощью платка выражены и нежность (с ним в руках сладко потягиваются в утренние часы отдыха), и защита (им оборачиваются после тяжелых ссор или побоев), и агрессия (платками, как кнутом, взмахивают девушки, разгневанные бестактностью актрисы Равинской), и постель -место их позорной работы.

Еще один сквозной образ -песня на стихи Марины Цветаевой — великолепная находка постановщиков. Надрывный напев «Ландыш, ландыш белоснежный, Розан аленький. Каждый говорил ей нежно: Моя маленькая!» не просто иллюстрирует горькое настроение спектакля, он — одна из его составляющих. В нем выражается наивность трепетной женской, почти детской души.

Другой не менее важный вокальный элемент спектакля, романс, который артистка Равинская (Татьяна Коровина) исполняет в публичном доме, напротив, сделан неудачно. Непонятно, почему пение оказывает столь сильное воздействие на девушек. Это должно быть что-то необыкновенное, волшебное, что могло бы расколоть защитную броню проституток и заставить их проливать слезы над своей судьбой. Но зритель этого не слышит, и вся сцена получается условной и неубедительной.
Может быть, у этой студенческой работы, как и у «Петербургских историй», тоже есть шанс попасть в репертуар театра драмы? Хочется надеяться, что в спектакле сохранится искренняя атмосфера и слаженный ансамбль успешно преодоленной молодыми артистами «Ямы».

КОММЕНТАРИЙ

Преодоление «Ямы»

ТАТЬЯНА ЖУРЧЕВА, театральный критик, член правления Самарского отделения Союза театральных деятелей РФ (ВТО):
— Одно из самых интересных театральных впечатлений по весне — это студенческие курсовые и дипломные спектакли. Трогательно и тревожно следить за первыми сценическими опытами мальчиков и девочек, избравших актерскую профессию, любопытно угадывать, что из них получится. И потом, спустя время, радостно убеждаться в верности своих догадок или огорчаться тому, что не сбылись надежды. Студентам театрального курса Академии Наяновой учиться еще год. И «Яма» замышлялась как экзамен по сценической речи. Однако вышел настоящий спектакль: стильный, эмоционально напряженный, правдивый. Елена Лазарева проявила себя не только как прекрасный педагог, но и как умный, думающий режиссер, умелый инсценировщик. Почти четверть века назад в академическом театре драмы с успехом шла «Яма» в постановке Петра Львовича Монастырского. Велик, наверное, был соблазн повторить тот памятный многим спектакль. Но этого не случилось. Студенты сыграли свое, нынешнее, очень современное видение этой старой истории. И сыграли по-настоящему хорошо.

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации