Песни середины лета

10.07.2012

46

Автор:

Песни середины лета

Корреспонденты «СГ» побывали на обоих фестивалях, традиционно проходящих на Волге в первые выходные июля. Чем они отличаются, который из них лучше и вообще, есть ли смысл в разделении Грушинского — судить вам

 

Платформа-2012: «Это здесь место такое…»

35-40 тысяч человек, Латвия, Камчатка, Казахстан, Белоруссия, Украина, Центральная Россия и Сибирь… 225 приглашенных гостей, более 200 традиционных лагерей, 180 заявок в песенный конкурс. 106 административных правонарушений, ни одного — криминального. 120 часов почти непрерывного звучания на нескольких площадках сразу. Это самая первая, еще пока приблизительная статистика фестиваля «Платформа-2012». А теперь — о том, что было.

ПРОЛОГ ОТ ВЕРЫ ВОТИНЦЕВОЙ
«Иду по поляне на очередную эстраду. Голова раскалывается, голоса нет. В изнеможении присаживаюсь на пенек. Чуть поворачиваю голову — и в поле зрения оказываются таблетки от головы и леденцы для горла. Пока дошла до эстрады, все прошло. Это здесь место такое…»

ПРО МЕСТО
География песенного острова весьма показательна. В центре его — главная сцена, напротив нее — вторая эстрада, где проводится конкурс. Это мейнстрим -бардовская песня. В следующем кольце — площадки «Зазеркалье», «Междуречье» и «Азия+». Более тихие, с акцентом на поэтическую составляющую песен. Еще дальше — военная сцена «Победа» на борту «Урала», ее, безусловно, положительная функция, на мой взгляд, в том, что она оттягивает на себя, то есть на ней оттягиваются представители экстремальных профессий. Еще дальше — молодой и дерзкий тольяттинский «Вудсток», напротив него
— легендарный «О!стров». Сцены громкие — но то, что там поют, нужно слышать. В самом отдаленном месте поляны — Кольский бугорок, особая площадка фестиваля, на которой пребывает вечное благословение Сережи Каплана.

ЩЕРБАКОВ
На отдаленной эстраде в лесу поет большой мэтр. Очень большой. Публика внимает трепетно. Немолодая тетушка покачивает головой после особенно удачных фраз. Здоровый парень в полном забытьи шепчет губами строки довольно новой песни. Фотографы тянут хоботы своих камер к сцене, у одной «фотодевушки» из сумки торчит старенькая книга Жорж Санд. Полная женщина бессознательно покачивает в такт целлюлитными бедрами, плотно обтянутыми джинсовыми шортами. Мэтр допевает очередную песню, замеревший до полуобморока зал взрывается аплодисментами, мэтр, не дрогнув ни одним мускулом лица, переворачивает страницу солидного фолианта, стоящего перед ним на пюпитре, поет еще одну песню. Когда проходит точно отмеренное время его концерта, он встает и безапелляционно уходит со сцены, не реагируя ни на какие «бис». Потом передают, что мэтру понравилось и вообще он не понимает, почему он так долго не ездил на фестивали.

ФЕСТИВАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Рыжая девушка с зелеными ногтями, в футболке с надписью «Ветераны самарского туризма» внимает Псою Короленко — Павлу Эдуардовичу Лиону, русскому (судя по текстам — до мозга костей) филологу, который читает лекцию о том, как правильно использовать ненормативную лексику в песнях, иллюстрируя все своими песнями.
Фестивальный лекторий -еще один штрих к портрету фестиваля, штрих показательный: люди хотят учиться. И не только музыке: были (бесплатные, конечно) лекции и о том, как отличить любовь от зависимости, и о том, что такое чай, и о том, как заработать на нейминге.

ПРО БЕЗОПАСНОСТЬ
Трехлетний мальчишка спотыкается о кочку, к нему, опережая родителей, бросается седоватый мужчина в жилетке с надписью «Медицина катастроф», подхватывает на лету.

На четвертой эстраде (проект «Азия +») в рядах зрителей сидит полицейский. Но каким-то профессиональным чутьем ощутив на себе взгляд фотокамеры, опомнившись, встает, отходит к забору. Через какое-то время, опять забывшись, достает цифровой фотоаппаратик, начинает снимать Галину и Андрея Соловьевых на видео.Песни середины лета

На тольяттинской поляне двое полицейских наблюдают за бурными дебатами двух не очень трезвых парней. Не иначе как под их пристальными взглядами буря стихает. Павел Смыслов — руководитель службы безопасности фестиваля — на пресс-конференции просит передать благодарность участникам фестиваля, «сознательно относящимся к выполнению правил поведения на поляне».

ПРО ПЕСНИ
Поют все. «Харе Кришна! Харе Кришна!» — прямо на глазах у неплотной толпы любопытных уходят в нирвану кришнаиты, приехавшие с Федоровки. «Аллилуйя!» — доносится хор с четвертой эстрады. Это не богослужение, это Паша Фахртдинов, оставшийся после ночного концерта без голоса, попросил зрителей подпеть (музыка Фахртди-нова, стихи Леонарда Коэна).
Высокая оперная дива поет «Аве Марию» под огромный оркестр народных инструментов под управлением лауреата Грушинского фестиваля маленького Сергея Иванченко (г. Сызрань).

Классический русский дедушка — сам беленький, борода беленькая — под баян поет хорошие стихи про девок, которые, мотая сиськами, бегут купаться в Оку-реку.

ПРО КОНКУРС
Есть те, кто не поет, но очень хочет — седые дяденьки и самонадеянные юнцы носятся по поляне с отпечатанными анкетами: «А где тут прослушивание?». В первом туре на передовой работают героические самарские барды, их периодически уводят в гостевой лагерь, приводят в чувство, отпаивают и возвращают на передовую. На конкурс было подано 180 заявок, во второй тур попал 21 номер, часть номинан-тов прислали другие творческие площадки, которые проводили прослушивание у себя. Высокое жюри (председатель Вадим Егоров) говорит, что в результате такой системы получился очень хороший уровень второго тура, и отбирает 12 лауреатов и дипломантов.

ПРО «НОРД-ОСТ»
Две девчушки лет по десять, взявшись за руки, несутся по поляне, победно вопя: «Капита-а-аны собственной судьбы — это нас зовет сигнал трубы…». Вечером накануне на «Норд-Ост» приезжали посмотреть специально -даже те, кто на фестивале не был никогда. Мэтры толпятся у забора гостевого лагеря, счастливчики из их числа успели занять место в беседке с вывеской «Дух уюта» (в одно слово).

А протрезвевший панк смотрит выступление из-под сцены. Сначала, когда его разбудили первые звуки, взор его был мутен. На втором номере, предприняв нечеловеческие усилия, он сконцентрировался на происходящем, на третьем он зажал ладонью рот в изумлении — и так просидел весь оставшийся час. Впрочем, потрясение было взаимным: вряд ли хоть на одном спектакле зрители так подпевали. А ведь с момента последнего спектакля прошло девять лет… Пусть Мастрюковская поляна станет стартовой для возвратившегося мюзикла: наши люди должны услышать этот шедевр.

ПРО ДЕТЕЙ
Хороший детский конкурс -пожалуй, немногое, чего пока не хватает «Платформе».
На месте, где некогда была детская сцена «Балалайка», стоит часовня… Памяти Валерия Грушина, спасшего детей,- там, где когда-то пели дети. Тетенька в какой-то совсем уж городской юбке фотографируется у гипсовой колонны.

ПРО ЖАНР
Да, звучание фестиваля сильно поменялось. Громких, профессиональных мультиинстру-ментальных групп стало намного больше, намного слышнее. «Что происходит с жанром?!!» Да похоже, все нормально: «Милую мою» на Гитаре, в финале пятичасового почти концерта, поют не поседевшие мэтры, а молодые и энергичные «Адриан и Александр», тот же Паша Фахртдинов… В их собственных песнях другие ритмы и интонации, но Визбор для них очевидно значим. А ритмы — так ведь и у времени другой темп. Хотя фестивальное время — оно особое. И порой даже кажется, что оно и есть настоящее…

Дарья ГРИГОРЬЯН

Вернуть единый Грушинский

Всубботу фестиваль «Платформа» посетили глава Самары Дмитрий Азаров, председатель Самарской городской Думы Александр Фетисов, депутат Государственной Думы Александр Хинштейн. Во время главного конкурсного концерта на Горе они вышли на сцену-гитару, чтобы поприветствовать выступающих и зрителей. Дмитрий Азаров пожелал фестивалю открытия новых имен и отметил важность сохранения традиций. «Очень рад, что мы собрались на прекрасной волжской природе. И подарили друг другу радость человеческого общения, — сказал мэр. — Прекрасно, что на фестивале живут добрые традиции братства, дружбы людей, которых роднит любовь к поэзии, творчеству. Фестиваль не может разъединять, сама идея фестиваля в том, чтобы объединять людей. Я уверен, что именно так и будет».
Надо отметить, что глава Самары неоднократно выступал за воссоединение единого фестиваля авторской песни. «Я проводил встречи с организаторами обоих фестивалей, — сообщил Дмитрий Азаров. — Мы и впредь будем прилагать усилия, чтобы ситуация изменилась, чтобы вернуть былую славу единому Грушинскому фестивалю, укрепить этот важный бренд Самарской области».
Факт раскола фестиваля не радует и Александра Фетисова:
— Как показывает история нашей страны, разрушить легко, а чтобы объединить, требуются мудрость и ответственность. Мы надеемся, что фестиваль будет объединен. Я думаю, что такой момент наступит, и это пойдет во благо всем любителям авторской песни.
Кстати, уже не первый год здесь работает площадка «Победа», предназначенная для любителей авторской военной песни. Одним из инициаторов ее создания стал Александр Борисович. И каждый год он старается вырваться на фестиваль и лично поучаствовать в работе сцены. «Я отношусь к поколению куйбышевских, а сейчас самарских людей, которые являются ровесниками Грушинского фестиваля, — рассказал Александр Фетисов. — Мы вместе с ним росли: наши родители стали старше, и уже мы с нашими детьми приезжаем сюда. Мой отец учился в авиационном институте, они ровесники с Валерием Грушиным. Его племянник Михаил Грушин — мой однокашник. После училища мы много лет вместе служили».
Впечатления от посещения фестиваля у высоких гостей остались самые теплые: сыграло свою роль и общение с давними друзьями, да и возможность окунуться в атмосферу всеобщей дружбы, праздника и единения. Новичок фестивального дела Александр Хинштейн даже позавидовал завсегдатаям поляны:
— Я очень люблю бардовскую песню, знаю ее, и для меня в этом смысле находиться здесь приятно, потому что это мое прошлое и моя молодость.

В людях еще жив Человек с брезентовым рюкзаком

Дорога на Грушинский фестиваль, идущая через дачный массив поселка Федоровка мимо пансионов «Алые паруса» и «Прометей», в субботу днем оказалась вся в заторах. Машины еле тянулись и едва разъезжались со встречными по разбитой грунтовке с ямами, заполненными водой после пятничного ливня. Приятной неожиданностью стало то, что полицейские подсказывали водителям, как объезжать препятствия, и вообще, вели себя дружелюбно. Около въезда на фестивальную поляну большинство из тех, кто приехал на собственных автомобилях, ждал сюрприз — плата за въезд в размере 800 рублей. Бросить машину рядом не было никакой возможности, все в округе уже было заставлено. Ну что ж… Искусство требует жертв.


 

РАЗНЫЕ СЦЕНЫ — РАЗНАЯ МУЗЫКА
Первая встретившаяся по пути эстрада — «Васильевский остров», годом ранее называвшаяся «Время колокольчиков». Тут стоя и сидя внимают музыке не меньше двух сотен зрителей. На сцене группа «Лествица» из Воронежа исполняет ироническую «Детскую песенку о конце света».
«Мы хотели немного сменить свой имидж, освежить его, — поделился организатор площадки «Васильевский остров» Андрей Абрамов. — Поэтому и название другое. Состав музыкантов меняется каждый год. Постоянных только тридцать процентов, остальные приходят и уходят. Мы и не рок, не регги, мы мультиформат-ная сцена, некая условно «новая волна». Мы можем играть все, кроме откровенно кабацкой музыки».
Тропинка от сцены через лес, заполненный палатками, ведет к лагерю организаторов. По пути мелькают вывески «Димитровград», «Балаково», «Пенза», «Тюмень». Неожиданно на встречу спешит президент Клуба имени Валерия Грушина Борис Кельман, который торопится на футбольный матч между ветеранами «Крыльев Советов» и «Сборной мира», составленной из старожилов Грушинского фестиваля. Он делится своими впечатлениями.

Песни середины лета

«Фестиваль на Федоровских лугах все больше входит в такую благоприятную, комфортную колею, — рассказывает Борис Кельман. — Тут всем очень хорошо, все привыкли. С каждым годом приезжает все больше интересных и ярких авторов. Для нас большая проблема сделать так, чтобы никого не обидеть во время концерта на Горе. Еще одна особенность в том, что новые технологии накладывают свой отпечаток. Теперь часть конкурса фестиваля проходит в Интернете, и в нем участвует огромное количество людей со всего мира. От этого фестиваль становится ярче и интереснее».

Тут он натыкается взглядом на баннер «МММ-2012» и, обращаясь к курящей рядом парочке полицейских, возмущается: «Как же так? Это же мошенники. Куда же вы смотрите?». Правоохранители смущенно тушат свои сигареты о землю, пожимают плечами и, бормоча что-то невнятное, спешно уходят с озабоченным видом.

С главной эстрады, перед которой сидит около тысячи зрителей, разносится «Песенка о землеройке». Дорожка, вильнувшая в сторону затененной деревьями поляны, приводит к площадке «Пилигримы». Здесь перед маленькой сценой не больше двадцати человек, половина из них ждет своей очереди для выступления. На самой широкой улице фестиваля около скважины люди набирают воду. Через дорогу кузнечная мастерская, где прямо на глазах публики куют заготовку для меча. Он станет еще одним атрибутом для зрелищных битв клуба исторической реконструкции.

Дальше встречается помост, на котором скоморохи разыгрывают «Сказ про Федота-стрельца».

Чуть в стороне на площадке «Детская» звучат уже совсем взрослые песни в исполнении Ирины Суриной. Детская программа, оказывается, завершилась пару часов назад. В память о своем друге поэте Виталии Калашникове своим великолепным голосом певица исполнила его песню. «Слава Богу, он еще жив во мне — Человек с брезентовым рюкзаком», — подтягивали зрители. На выступление лауреата фестиваля прошлого года люди сходятся к эстраде, пока барда на сцене не сменяет театр «Картонка». Одним из его актеров оказывается старая знакомая — Светлана Бень из кабаре «Серебряная свадьба».

«Я первый раз на «Груше». Для меня неожиданное сочетание двух стихий -кабаре и лес. Но сцена возможна всюду, где есть артист и зритель», — на бегу поделилась Светлана, держа на руках своего грудного ребенка.

ГЛАВНЫЙ КОНЦЕРТ
На главный концерт в десять часов вечера добрая половина гостей фестиваля собралась на Горе перед эстрадой в форме гитары, плавающей в затоне у берега. Многотысячная публика в наступивших сумерках мерцает сотнями огоньков своих фонариков и аплодисментами приветствует легендарных бардов, приехавших выступить на фестиваль в этом году: Галину Хомчик, Алексея Иващенко, Ирину Сурину, Виктора Третьякова и других. А старожилы «Груши» Марина и Игорь Саркисовы даже вышли на сцену вместе с десятилетней дочерью Таисией, которая стала лауреатом фестиваля в этом году. И влияние именитых родителей тут ни при чем, на свою первую «Грушу» юная певица попала, еще когда ей было всего несколько месяцев. Также тепло приняли зрители ульяновский детский ансамбль «Витаминки», исполнивший песню Александра Городницкого «Расправлены вымпелы гордо». Алексей Брунов, а затем и другие артисты почтили память ушедшего из жизни год назад поэта Юрия Кукина. Строчки «А я еду за туманом и за запахом тайги» вся публика подпевала стоя. Изюминкой концерта стало выступление руководителя Бакинского клуба авторской песни Джавида Имамвердиева. А приехавший вместе с ним бард Ибрагим Имамшиев покорил публику фестиваля сатирической песенкой о мэре Баку, разрушающем древний город новостройками. Очень ярким и запоминающимся стало выступление Андрея Кофа, исполнившего «Поэму о бабе Вале» — философскую повесть о всезнающей мусорщице, которая в гротескной форме воплощает собою образ Родины.

Ошеломительный успех имела группа «Бенька и ее друзья», которая являет собой часть кабаре «Серебряная свадьба». Их выступление можно назвать главным открытием фестиваля в этом году. Андрей Крамаренко так задушевно спел «Кавалергарда век не долог…», что ведущий концерт Борис Кельман попросил его еще раз исполнить песню Булата Окуджавы. Шквал аплодисментов вызвало появление на сцене Ирины Суриной. А когда она затянула последнюю из трех исполняемых песен «Издалека долго течет река Волга», показалось, что даже лес вокруг замер, заслушавшись одну из лучших кантри — фолк певиц России. Алексей Иващенко с блеском и с хоровой поддержкой Горы спел несколько своих старых песен. А выступления ветеранов грушинской сцены Галины Хомчек и Александра Городницкого логично завершили концерт. Легендарный капитан и бард исполнил свежую песню, написанную всего четыре дня назад. В финале концерта все исполнители, собравшись вместе на сцене, спели традиционные «Возьмемся за руки, друзья» Булата Окуджавы и «Милая моя» Юрия Визбора.

Илья ПОЛЯКОВ

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации