Актриса Светлана Дружинина в Самаре: о балете и «Гардемаринах»

10.10.2017

152

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Екатерина Елизарова

Актриса Светлана Дружинина в Самаре: о балете и «Гардемаринах»
«Неиспользованный товар»
Корпулентная дама в годах, активно работая локтями, прочищала дорогу среди сидящих в ЦРК «Художественный» зрителей как себе, так и своей спутнице. Поскольку происходило это уже при выключенном свете и начавшейся демонстрации кинонарезки ролей Светланы Дружининой, опаздывающую попросили не мешать. «Да сто раз уже смотрели!» — резонно заметила она и продолжила свое победное шествие. Что тут возразить? Дама абсолютно права. Сколько раз каждый из нас смотрел «Девчат», «Дело было в Пенькове» или «За витриной универмага»? И все равно невозможно оторваться от кадров с роскошным профилем, гордой осанкой и стальным взглядом
Светланы Дружининой.

Роскошного профиля в «Девчатах» должно было быть намного больше. По словам актрисы, в фильме нет ни одного ее крупного плана. Их все вырезали по решению комиссии. Потому что: «От такой он бы не ушел…»

Гордая осанка — наследие балетного прошлого

— Моя первая профессия — балет. Я окончила хореографическое училище Государственного академического Большого театра, где моим однокурсником был Марис Лиепа. Поскольку к тому моменту у меня уже стала проявляться крупная кость, он единственный мог меня поднять в поддержках. С его сыном Андрисом я знакома еще с тех пор, когда он был в утробе.

Внутренняя музыкальность осталась у нее на всю жизнь — это и осанка, и чувство ритма (некоторые коллеги интересуются: «Под какую музыку ты это снимала?»), и музыкальные фильмы. И если бы не случайность, мир мог бы не узнать актрисы Светланы Дружининой. Когда после серьезной травмы, положившей конец ее балетной карьере, Светлана Дружинина «в утешение» вела трансляцию из хореографического училища, ее увидел режиссер Самсон Самсонов и пригласил на встречу. Вчерашняя балерина и завтрашняя актриса даже не поняла, что это были пробы. Искренне рассказывая о себе режиссеру, она покорила своим обаянием и получила роль в его картине «За витриной универмага».

— На съемках этого своего первого фильма представления не имела, где камера, где свет, и все делала «по правде». Как режиссер говорит о себе как об артистке — «неиспользованный товар». Тогда были в моде другие персонажи. И тут же добавляет:  
— Никогда не хотела быть актрисой.

В стальном взгляде Дружининой помимо ее воли проскальзывают режиссерская сила духа и несгибаемая воля.

По толчку документа

— К сожалению, я приехала только на один день, у меня защита нового проекта, которая называется не очень солидным словом «питчинг». Даст бог, мы доделаем киноэпопею и снимем «Гардемарины-4».

Здесь Светлане Дружининой пришлось сделать паузу и подождать, пока стихнут аплодисменты.

— Дело это непростое. Проект защищать сложно. Я родилась очень давно, и некоторые надеются, что время меня доконает, но не тут-то было. Во мне ярко выражена центробежная сила — чем труднее ситуация, тем упрямее я стараюсь ее преодолеть.

Стальной взгляд, прямая осанка и мощный голос примы, стоящей на сцене, не позволяют в этом сомневаться ни на минуту.

— После окончания «Гардемаринов-3» мы задумались: когда же наши герои начнут гардемаринить? То есть слезут с седел, ступят на палубу и займутся своим непосредственным делом, которому их учили в навигацкой школе.

Увлекшись пересказом сюжета продолжения своей знаменитой киноэпопеи, режиссер углубилась в исторические сюжеты и «пела» их так стройно и увлекательно, как сказку. Словно события далеких веков для нее ярче, чем нынешний день.

— Все, что я снимала в последнее время, создано по толчку документа. Очень важно знать свою нацию и ее историю — изучать по архивам. Если мы сумеем ее проследить и проанализировать — что было до и стало после — и постараемся не повторять ошибок предыдущих поколений, то сами будем меньше падать лицом вниз. Ключевский писал: «История учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение».

Семья и работа

Светлана Дружинина все время вставляет в свою речь реплики мужа — кинооператора Анатолия Мукасея, как будто знает каждое его слово и эмоцию. Это и немудрено. В следующем году будет 60 лет их семейной жизни, совместно создали более десятка фильмов. Светлана Сергеевна со зрителями поделилась секретом столь долгих взаимоотношений:

— Ни в коем случае нельзя оскорблять, нельзя унижать. Это самое страшное. Как царапина на стекле — она никуда не уйдет. Споры у нас чаще всего на творческие темы. Самые большие конфликты на съемках бывают между режиссером и оператором. Но наш тандем и позволил создать все эти фильмы. Ему всегда удавались женские портреты. Когда мы пригласили Людмилу Касаткину на съемки в фильме «Принцесса цирка», она спросила: «Кто будет снимать?» — «Мукасей». До этого она снималась у него в «Большой перемене» и ответила: «О! Конечно! Это Голливуд плачет!» И действительно: все женщины у него получаются потрясающе красивыми. Когда мы сняли Белохвостикову в «Принцессе цирка», удивился даже ее муж Владимир Наумов.

Большая занятость позволяет Светлане Дружининой заниматься только одним делом — снимать кино.

— Много раз продлевала контракт на книгу с издательством, потом попросила не мучить меня и закрыть его. Мне предложили надиктовать текст. Но я же знаю, что лучше меня этого никто не напишет. Поэтому когда я уже не буду снимать, сяду за книгу.

Несмотря на плотный рабочий график, Светлана Сергеевна была искренне рада встрече с самарскими поклонниками своего творчества:

— Всякий раз, когда я вижу полный зал, теплый и любящий, понимаю, что сделала что-то нужное. Жизнь надо прожить так, чтобы кому-то помочь.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации