В Самаре прошла III литературная биеннале. Итоги

14.11.2017

57

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Екатерина Елизарова

В Самаре прошла III литературная биеннале. Итоги

«Возвращение Максима» — так фестиваль был назван в связи с предстоящим 150-лети- ем со дня рождения Горького. В выходные теоретики и практики литературы обсудили и славу писателя в годы советской власти, и резкую утрату популярности в постперестроечные годы, а также справедливость того и другого.

Живая история литературы
Важная составляющая часть литературной биеннале — «Левановка» — фестиваль памяти тольяттинского драматурга Вадима Леванова, собирающий в Самаре его учеников и друзей. В том числе ставших известными писателями Михаила и Вячеслава Дурненковых и Юрия Клавдиева. Читки пьес этих авторов, а также спектакли по их произведениям — то, что привлекает массового зрителя на «Леванов- ку». Возможность вживую встретиться с представителями сегодняшней отечественной драматургии и обсудить с ними проблемы и вопросы литературы — незабываемый подарок для всех гостей литературного музея.

Самарский «Уместный театр» представил читку пьесы Вадима Леванова «Настройщик». Режиссер Игорь Катасонов выступил в роли одного из исполнителей, его партнершей стала Татьяна Каррамова. Студенты и выпускники самарской академии искусств и актер театра драмы Петр Жуйков прочитали пьесу Михаила Дурненкова «Утопия» под руководством режиссера и преподавателя Натальи Чичериной. А Юрий Клавдиев сам взялся озвучить свой свежий текст «Лунный король». Пьесу, написанную в несвойственном ему стиле куртуазной литературы, он посвятил баварскому королю Людвигу II. Нарочито сурово глядя на слушателей (подчеркивая драматизм момента), автор ронял белоснежные листки формата А4 на пол, усеянный текстом пьесы. В некоторые моменты он, напротив, не мог сдержать смех, отдавая должное юмору своего произведения.

Горькая литература
Центральной темой круглых столов стало творчество и биография Максима Горького. В связи с ним вспоминали Антона Павловича Чехова. Того Горький считал учителем.

— У Чехова герои ходят в коробочке пространства взад и вперед, наматывая энергию отчаяния, — поделился своим мнением Михаил Дурненков. — Изменения в данном случае должны происходить не на сцене, а в зрительном зале. Чехов фиксирует процессы, происходящие в обществе, а Горький предлагает решение для проблем. Он был автором манифестов, создателем героев, которые идут наперекор реальности. Растерянная страна нуждалась в показе пути. В советское время было столько Горького, что нас можно было назвать «Горькая страна».

Помимо теоретических рассуждений о литературе Михаил Дурненков предложил собравшимся мастер-класс по созданию диалога:

— Каждая произносимая реплика должна менять отношения между персонажами. Такие фразы как «Привет!» Людмила Петрушевская называет «пропуск хода». Как игра в пинг-понг. Нужно не просто «отбить», а попытаться забить в ответ. Это и есть диалог. А все остальное — монолог, который мы рассказываем по очереди. Состояние диалога не меняется ни у Чехова, ни у Горького. То же мы видим и в современных пьесах. В них коммуникативная драма. Это выглядит как диалог, но это разрезанные монологи. Каждый говорит свою правду. Интернет поддерживает такой вид общения. Чат — это ряд монологов.

Драматург рассуждал о «прикладной» функции театра, сравнивая его с плацебо:

— Мы видим героя на сцене и чувствуем высвобождение внутренней энергии. Но только если происходит момент узнавания. Постдраматический театр только для тех, кто хочет работать в качестве зрителя. В противном случае публика будет возмущена происходящим на сцене.

Дискуссия с участием театрального критика Кристины Матвиенко и драматурга и театроведа Натальи Скороход также была посвящена великому пролетарскому писателю.

— Музейное наследие бывает экспонатное и ресурсное, — отметила Наталья Скороход. — Пушкин — наследие экспонатное. Это солнце русской поэзии, и мы все им восхищаемся. А Горький — наследие ресурсное, поскольку по поводу него у нас не сформировано авторитетное мнение. Его еще не поместили на нужную полку на то место, с которым бы все согласились. Если в советское время его именем называли улицы, театры, площади и города, то после перестройки пошло обратное переименование. Яркая биография Горького вызывает больший интерес, чем его творчество. Это нечитаемый классик. В годы забвения он выплыл за счет драматургии.

Душа пьесы обретает тело
Театр как высшая точка существования пьесы на Литературной биеннале подарил зрителям два спектакля: «Шкаф» «Уместного театра» в постановке Игоря Катасонова по пьесе Вадима Леванова и «Я — пулеметчик!» по пьесе Юрия Клавдиева санкт- петербургского проекта DRUMN-DRAMA. Полумистический- полуабсурдистский «Шкаф» стал завершением первого дня фестиваля. Антимилитаристский спектакль «Я — пулеметчик!», спле- тенный режиссером Михаилом Смирновым, хореографом Алиной Юрченко и DJ SHAHASH в сложную визуально-аудиальную ткань, стал закрытием второго дня биеннале.

P.S. 2018-й — год 150-летнего юбилея Максима Горького. И под девизом «Возвращение Максима» самарцев ждет обилие встреч, дискуссий, выставок, спектаклей и событий от Литературного музея.

Комментарии

Людмила Савченко, директор Самарского литературно-мемориального музея имени М.Горького:
— Для музея подобный фестиваль — золотая жила. Мы можем регулярно раз в два года встречаться с драматургами, которые уже стали известными, и их произведения ставятся в Америке, в Великобритании. Это, конечно, накладывает отпечаток на нас. Музей становится все круче и круче. Поэтому я считаю, что это однажды принятое решение об организации «Левановки» было очень правильным.

Эрнест Орлов, замдиректора государственного литературного музея, заведующий отделом «Дом-музей А.П.Чехова» в Москве:

— Музей — это не собрание пыльных вещей, как продолжает думать какая-то часть нашего общества. Это современное пространство. Ваш литературный музей фиксирует и осмысляет не только прошлое, но и современность. Сейчас наступило такое время, когда нужно осмысливать творчество и биографии писателей, зная факты, которые долгие годы замалчивались или просто были неизвестны. Делясь друг с другом этими данными, мы можем создавать более полные образы литераторов. Нам хочется всесторонне исследовать Горького, чтобы он не оставался забронзовевшим. Это ведь уникальный случай. В 1928 году, когда он вернулся в Советский Союз, сразу же была создана в Москве экспозиция, посвященная ему, и Горький на ней был. С кем еще из писателей такое случалось? Тогда и стал создаваться этот образ, который мы хотели бы переплавить в живого человека.

Наталья Скороход, драматург, сценарист, театровед, преподаватель Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург):

— То, что литературный музей, задача которого пасти своих священных коров — писателей XIX-XX веков, собирает современных драматургов и изучает этот феномен, — это свежая музейная мысль.

Мария Сизова, куратор фестиваля «Левановка», критик, преподаватель Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург):
— Мне очень отрадно, что фестиваль набирает обороты несмотря на то, что возникает пауза размером в год. Безусловный его бонус — новые пьесы современных драматургов, некоторые из них впервые зачитываются в Самаре.

Михаил Дурненков, драматург, сценарист, преподаватель, арт-директор фестиваля «Любимовка», председатель жюри конкурса «Ремарка»:
— Участие в фестивале для меня вопрос продолжения непрекращающихся отношений с Вадимом (Левановым. — Прим. авт.), я приезжаю сюда к нему. Я постоянно помню о нем. Каждый раз, когда меня просят рассказать обо мне, я начинаю с Вадима, потому что он положил начало моей творческой биографии. Вадим Леванов всем предлагал писать пьесы. И делать это, как он утверждал, очень просто: слева пишешь, кто говорит, справа — что. Со временем, конечно, все усложняется. Имена героев могут быть где угодно. Или это может быть вообще не текст. Например, нам на конкурс присылали пьесу, созданную из фотографий, или — пятинотную грамоту вместо слов.

Юрий Клавдиев, драматург, сценарист:
— Как верно сказал Мишин брат Слава (Вячеслав Дурненков — драматург, сценарист. — Прим. авт.), кабы не Вадим, давно бы мы все сидели в тюрьме. Вадик был потрясающим человеком — добрым, нежным и сияющим. Он очень любил жизнь и всегда искал живые тексты.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации