В поле каждый колосок…Часть 3

11.08.2016

64

Автор: Татьяна Гриднева

В поле каждый колосок…Часть 3

Как общими усилиями боролись с голодом в Самарской губернии

При содействии Нансена

Летом 1921 года правительство Советской республики старалось принять меры по ликвидации голода, но сил и средств не хватало. Пришлось обратиться к иностранным государствам. Не сразу, но последовала помощь. И в таких объемах, на какие даже не надеялись. Огромную роль в организации помощи сыграл Фритьоф Нансен. Среди снимков из Музея голода есть и его фото, сделанное в России. Он вместе с членами комиссии по оказанию помощи голодающим.

Получив обращение Горького в июле 1921 года, Фритьоф Нансен, на тот момент — верховный комиссар Лиги Наций по репатриации военнопленных, ответил, что соразмерную постигшей Россию беде помощь могут оказать только американцы. И организовал обмен телеграммами между Горьким и Гербертом Гувером, председателем Американской администрации помощи (англ. American Relief Administration, ARA; по Википедии — формально негосударственная организация в США, существовавшая с 1919 года до конца 1930-х годов, активную деятельность вела до середины 1920-х годов, наиболее известна своим участием в оказании помощи Советской России в ликвидации голода 1921-1923 годов, хотя фактически под её эгидой действовало до 15 различных религиозных, общественных и национальных организаций США). В результате этой переписки и переговоров уже 20 августа 1921 года в Риге был подписан договор между советским правительством и АРА, по которому последняя обязалась кормить ежедневно в течение года 1 миллион детей. Впоследствии эта цифра была существенно увеличена.

В поле каждый колосок…Часть 3

Женевская конференция

Между тем Фритьоф Нансен продолжал работу по организации помощи России. 15 августа 1921 года в Женеве начала работу конференция, на которой присутствовали представители организаций Красного Креста европейских стран, Ватикана, различных общественных, в том числе благотворительных и пацифистских, организаций. Приняли решение отправить в Москву делегацию во главе с Нансеном для заключения договора с советским правительством. Таковой и был подписан 27 августа. Вокруг Нансена объединилось около 20 организаций. Некоторые из них имели собственный аппарат по оказанию помощи, как, например, Шведский Красный Крест. Некоторые перечисляли средства в фонд нансеновской организации.
30 сентября 1921 года в Самаре заработала первая столовая АРА на 200 детей. Ее организовала Анна Луиза Стронг, молодая американка, которая приехала в Россию с миссией квакеров (о ней мы уже вам рассказывали). 30 декабря 1921 года в Лондоне нарком Красин подписал соглашение с АРА о питании взрослого населения. Самарский округ стал готовиться к новому, более масштабному этапу работы.
Суточный паек взрослого представлял собой 1 русский фунт кукурузной муки. Но что с ней делать, многие самарцы не знали. На помощь пришли журналисты. Газета «Коммуна» опубликовала пространную статью журналиста Жемчужного, подробно разъясняющую, какие блюда и как можно приготовить из кукурузы.

От человека к человеку

Благодаря пайкам АРА не был закрыт эвакуационный приемник на железнодорожном вокзале Самары, который действовал с осени 1921 года. Голодные собирались у станции и жили в палатках, ожидая отправления в более хлебные края — в Сибирь, на Дальний Восток или Юг. В коллекции фотографий краеведческого музея есть снимки, сделанные в этом временном лагере. Есть и фото того, как прибывших в Самару крестьян кормили из большого котла, который стоял на костре, разведенном на Хлебной площади. А в это время вся страна, которая тоже недоедала, отправляла поезда с хлебом в Самару. Запомнились вагоны с провиантом, прибывшие с Дальнего Востока и даже с территории, граничащей с Китаем, по которой проходила КВЖД. Простые граждане старались внести свою лепту в спасение жителей Поволжья.

— Была организована акция по сбору погашенных почтовых марок. Российские очень хорошо раскупали зарубежные коллекционеры, а деньги шли голодающим, — рассказывает заведующая отделом истории краеведческого музея Ирина Лазарева.

Самарский почтамт постоянно работал с голодающим населением. АРА осуществляла программу продуктовых посылок. Действовала она следующим образом. Каждый желающий в Америке или Европе платил АРА 10 долларов. Та обязывалась найти в России человека, которому предназначалась помощь, и доставить ему посылку с продуктами общим весом в 117 фунтов. Для рекламы этой программы распространили в России около 1,5 млн открыток. Наши граждане могли вписать в них свои имена и адреса, а АРА отправляла их в Европу и Америку.
В поле каждый колосок…Часть 3

День сухаря

6 декабря 1921 г. в Самару приехали члены миссии Шведского Красного Креста. Во главе стоял Эрик Экстранд, дипломат, работавший ранее консулом в Ревеле, Санкт-Петербурге, Чикаго. Среди участников экспедиции также были врач и фельдшер. Контора миссии располагалась по адресу: ул. Предтеченская, 65 (сейчас Некрасовская). Шведы полностью брали на содержание целые деревни, которые все та же Рут Фрай назвала раем среди ада. В работу по ликвидации голода вступили и представители других миссий. Общими усилиями голод удалось на время победить. Вновь он вспыхнет в 1932 году. Но в Самаре будет меньше по масштабам, чем в 1921- 1923 годы.

Среди экспонатов закрытого Музея голода я нашла плакат с надписью «День сухаря» — призыв собирать сухари для голодающих. И вспомнила, что такой день был и в нашей семье. Под крышей своего деревянного дома в Шестом тупике моя переехавшая из Бузулука в Куйбышев прабабушка хранила свои сокровища — мешки с сухарями. Весной, когда начинало пригревать солнце, она доставала их и просушивала на противнях на крыше. Здесь были и коричневые ссохшиеся сухари времен Великой Отечественной, и серые, пористые, похожие на куски пемзы «хрущевские». Ни один грамм хлеба не пропадал в семье, все бережно сушилось в печи и складывалось в закрома. Помню, что моя бабушка уговаривала свою мать выбросить эти никому не нужные сухари. Но та их отстаивала, даже голос повышала. После того, как Татьяна Прохоровна убирала перебранные и посушенные сухари обратно, она садилась под яблоней пить чай. И такое умиротворение было у нее на лице!

— Какие времена, дочка, хорошие: войны нет, хлеб есть, и умирать не надо, — приговаривала она, размачивая в кружке забракованный ею старый сухарь…

Справка «СГ»

Только весной 1923 г. в Самарской губернии было распределено 234 почтовых продпосылки Американской администрации помощи. Сохранились списки получателей: Буркова Анна Матвеевна, учитель и делопроизводитель, Чапаевская, 224; Смагин Константин Иванович, учитель физики, жена и пятеро детей, Самарская, 183, кв. 9; Трунина Екатерина Алексеевна, учитель рукоделия, дети семь человек, Советская, 9, кв. 8; Мокрова А.С., учитель, адрес Николаевская, 144, кв. 2…
 
В поле каждый колосок…Часть 3

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации