В Самаре есть улица, названная в честь выдающегося спортсмена-летчика

28.11.2016

202

Автор: Сергей Волков

В Самаре есть улица, названная в честь выдающегося спортсмена-летчика
Улица Егорова ниточкой протянулась вдоль летного поля Кряжского аэродрома, ныне принадлежащего ЦСКА-Самара. Дом №5. Недавно здесь на фасаде жилой пятиэтажки в торжественной обстановке открыли мемориальную доску в честь семикратного чемпиона мира, абсолютного победителя мирового первенства-1970 (и с кем — в паре с будущим космонавтом Светланой Савицкой!), летчика-испытателя, инженера-конструктора, заслуженного мастера спорта по самолетному спорту Игоря Егорова.  

Само появление на карте города улицы в честь большого спортсмена уже событие. Вдвойне приятно, что городские власти, спортивная общественность и близкие друзья не забыли о человеке, принесшем в свое время закрытому от иностранцев городу Куйбышеву мировую славу. Сами понимаете — орден Трудового Красного Знамени в ту пору просто так не давали. Егоров был первым советским чемпионом мира по высшему пилотажу. В 2011 году сильнейшие авиаспортсмены страны разыграли на Кряже Кубок имени Игоря Егорова.

Мне знакомы в губернии только две улицы, названные в честь выдающихся спортсменов. Одна в Тольятти — имени легендарного вратаря Льва Яшина. Его бюст установлен в Автозаводском районе на стадионе «Торпедо». В Москве, заметим, подобной нет до сих пор. Другая появилась в Куйбышевском районе областной столицы — на 116 км 15 июля 1994 года. Имени Игоря Егорова.

Его не стало в первом послеолимпийском году. Весть о гибели во время летных испытаний на Кряжском аэродроме прошла тихо и незаметно для жителей Куйбышева. Да и для нас, спортивных журналистов тоже. В те времена вообще не любили говорить лишнего о людях, готовящих себя к космонавтике. Одним из таких и был Егоров. После окончания военного Оренбургского училища летчиков он поступил в Куйбышевский авиационный институт и стал трудиться в секретном по тем временам космическом ЦСКБ. Кроме неба и самолетов, страстно любил гитару, виртуозно исполнял сложные классические пьесы и собственные песни. Есть даже такое фото: сидящий на земле Егоров на фоне спортивного самолета с гитарой в руках.
Они учились в одних стенах и в одно время вместе с Валерием Грушиным. Не правда ли, символично?

Говорят, Игорь был неплохим альпинистом. Не случайно друзья после гибели назвали один из перевалов на Памире в его честь. Но лично меня в короткой 42-летней биографии талантливого человека поражает другое. В 1979-м вместе с Ильей Якубзоном он написал книгу-откровение «Право на штурвал», ставшую для молодого поколения, мечтающего о небе, настольной книгой. Вышла она в серии «Спорт и личность» издательства «Молодая гвардия». Ничего подобного еще не читал: написано очень откровенно и проникновенно. Мне кажется, что в ней Игорь в подробностях и до мельчайших деталей рассказал, как будет проходить его последний полет. Мистика да и только: Егоров пишет о том, чем коварен штопор, по полоч-
кам разложил его составляющие, и подробно объясняет, как из него выйти. В концовке рассказывает о том, что переживает летчик в опасных ситуациях. Спасти его могут только мастерство и самообладание. Увы, не все в жизни, оказывается, так просто. В том роковом полете 1981 года у пилотируемого им самодельного самолета, по официальной версии, отказал двигатель на малой высоте. Самодельный аппарат потерял управление. Игорь попадает в штопор, и удача отворачивается от него.

Впрочем, есть и другая версия очевидцев. Самолет, разработанный и построенный под руководством конструктора Василия Мирошника, был хорош, но случайная ошибка — и Игорю не хватило ни времени, ни высоты для ее исправления. Штопор с 25 метров на развороте, а дальше — удар о бетонку. Двигатель тут ни при чем. Четыре часа боролись врачи за его жизнь в военном областном госпитале, но все было тщетно.

Когда-то стенды, посвященные нашему титулованному спортсмену, украшали стены областного музея ДОСААФ. Сейчас лишь в школе №105 (сам Егоров окончил школу №1 на Хлебной площади) есть памятный уголок, рассказывающий о жизни летчика-испытателя. Казалось, что имя нашего именитого земляка забыто. Но нет. Надо отдать должное друзьям Игоря Егорова. Можно представить, чего им стоило добиться исполнения своей мечты: назвать одну из улиц города именем человека, его прославлявшего, а затем и установить мемориальную доску. Символично, что эта улица появилась в двух шагах от летного поля, где в свое время находилась главная авиационная база Приволжского военного округа, и от места гибели пилота.

Улица Игоря Егорова — наглядный пример, как побороть наше невежество. Так давайте же увековечим память и других наших славных земляков, чьи имена связаны со спортом. Великие русские борцы-богатыри Иван Поддубный и Иван Заикин, напомню, начинали свою спортивную карьеру на волжских пристанях Самары, работая грузчиками. Рекордсмен Европы и
СССР по конькам, первый куйбышевский участник зимних Олимпиад Лев Зайцев много сделал для развития городского массового спорта. Яхтсмен и первый участник летней Олимпиады-52 Николай Мясников стоял у истоков развития парусного спорта в Самаре и губернии.

Подобных кандидатур, прославивших Самару спортивную, можно назвать немало. А новые улицы, ведущие к строящейся футбольной «Самара Арене-2018», разве не заслуживают того, чтобы быть названными в честь выдающих мастеров самарского и российского футбола — Владимира Крузэ, Алексея Росовского, Галимзяна Хусаинова, Бориса Казакова и других не менее известных личностей? Я уж не говорю про исторических персонажей — Альфреда фон Вокано и Константина Головкина. Благодаря этим сподвижникам в Самаре начали устраивать конные бега, авто- и велогонки, гонять под парусом и
играть в футбол.

Давайте помнить о них и других так, как и о Егорове.

Игорь Егоров

Родился 19 августа 1939 года в Куйбышеве.

• Летчик-испытатель, заслуженный мастер спорта СССР, абсолютный чемпион мира (1970 г.) по высшему пилотажу.
• Учился летать на планерах и самолетах в Куйбышевском аэроклубе ДОСААФ, а потом в военном училище летчиков (на
МиГ-15). Окончил Куйбышевский авиационный институт, куда поступил в 1960 году. После окончания КуАИ (1965 г.) работал
в ЦСКБ. В том же году вошел в сборную СССР по самолетному спорту.
• Обладатель большой золотой медали абсолютного чемпиона мира, семикратный чемпион мира, дважды абсолютный чемпион СССР, дважды победитель международных соревнований летчиков социалистических стран по высшему пилотажу.
• В 1968 году Егоров завоевал свою первую золотую медаль чемпиона мира. А через два года, на VI чемпионате мира в Англии, добился феноменального успеха — завоевал три золотые медали в трех разыгранных упражнениях. Был удостоен
звания абсолютного чемпиона мира.
• В 1975 году начал работать испытателем КБ Минавиапрома, занимающегося проверкой специального оборудования на различных типах самолетов. Летал на Як-40, Ан-26, МиГ-21 и МиГ-23.
• Погиб 10 октября 1981 года при выполнении испытательного полета на самодельном самолете, построенном на станции
технического творчества завода «Прогресс».

ТЭГИ:

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации