Уроженцы Поднебесной в старой Самаре. Часть 1

16.08.2016

92

Автор: Татьяна Гриднева

Уроженцы Поднебесной в старой Самаре. Часть 1
На перекрестке Европы и Азии

Мы многого не знаем о прошлом Самары. А потому кажутся странными рассказы о том, что когда-то по улицам нашего города ходили верблюды, на Троицком рынке торговали китайские купцы, а в соседних кварталах располагался настоящий мини-Шанхай. Однако это было. Благодаря развитию сети железных дорог наш город в конце XIX — начале XX века стал настоящим перевалочным пунктом — и
для товаров, и для переселенцев. По Самаро-Златоустовской железной дороге поезда из Сибири и Дальнего Востока шли в центральную Россию.

Вообще-то Волгу китайцы знали хорошо. Первое в истории их посольство прибыло не в Москву, а в Поволжье, в ставку калмыцких правителей. В 1712 году российское правительство дало разрешение на приезд посланника цинского императора Тулишеня к хану волжских калмыков Аюке. В 1713-м посольство достигло Тобольска. А в следующем году добралось до Саратова, откуда направилось в расположение калмыцких кочевий близ Царицына. Конечно же, китайцы подробно описали свое путешествие и составили карты.

В XX веке в связи со строительством в Маньчжурии КВЖД и освоением Дальнего Востока царское правительство стало приглашать китайских рабочих на российскую территорию. Въезд был фактически свободным. И перемещение китайцев вглубь России ограничивалось только суммой, которую они могли заплатить за билет.

Так и появились в Самарской губернии китайцы-циркачи, бродячие торговцы и ремесленники. Старшее поколение моей семьи рассказывало мне, как удивил деревенских заехавший к ним торговец-китаец. Он — мужик — носил косу! К тому же вез за собой маленькую повозку, в которой были не только нехитрые товары. В ней ехала и его жена, обладательница «лотосовых» ножек — результат бинтования и ношения колодок с раннего детства.

Как же ему стали сочувствовать деревенские! Бабы слезу утирали: «Вона калеку какую за себя взял, таскает на себе повсюду, горемыка!»
И невдомек им было, что эти крошечные ножки были предметом гордости китаянки и ее мужа.

Взять шпионов!

Впрочем, китайские товары самарцам были не в новинку. С XVIII века на Руси стал популярен чай. Здесь знали и любили китайские фарфор и шелк. Потому издавна еще караванами привозили в Россию эти товары купцы. А с помощью железной дороги «экспорт-импорт» стал более оживленным.

Челябинск вообще стал второй после Москвы чайной столицей России. Там была даже организована специальная таможня, а
также несколько развесочных фабрик. Расфасовывали привозной в тюках и ящиках китайский чай и в Самаре. А отсюда отправлялись в
дальний путь в Поднебесную сахарные головы, изготовленные на Тимашевском заводе.

Так что среди китайского населения Самары были серьезные бизнесмены. Да и несерьезные тоже попадались. Сохранилась запись, что в декабре 1915 года возле трубочного завода, который, как известно, был военным предприятием, сторожевые посты задержали шестерых
круживших вокруг него с тюками в руках подозрительных иностранцев, которых приняли за германских шпионов. Оказалось, что это заезжие китайские продавцы мануфактуры, остановившиеся в гостинице «Россия», располагавшейся неподалеку от Троицкого рынка, в торговом доме Кудряшовых. У них нашли подозрительную литературу. Та на поверку оказалась торговыми ведомостями и самоучителями русского языка. Но пока это выясняли, пока искали переводчика с китайского, незадачливые коробейники несколько месяцев провели в самарской тюрьме. А после установления истины губернатор Станкевич немедленно предписал всем шестерым «избрать другое место
жительства и немедленно выехать из Самарской губернии».

Серьезные же бизнесмены из Поднебесной годами снимали квартиры в городе, вели дела с местными купцами и обмывали сделки в китайском ресторане, который находился на месте нынешней гостиницы «Три вяза». 

Уроженцы Поднебесной в старой Самаре. Часть 1

Волжский «Шанхай»

Страшная нужда на родине толкала многих китайцев к поездке на чужбину. В Самаре они сформировали целый отряд наемных рабочих — грузчиков и так далее. Гостеприимный, открытый город не знал, что такое религиозная или расовая нетерпимость. Перед Первой мировой войной в Самаре проживало около тысячи иностранных подданных, в том числе 55 китайцев. К концу Первой мировой община из Поднебесной разрослась и окрепла.

Согласно только официальным данным, в 1918-1919 годах в Самаре проживало более 300 китайских подданных. Об этом свидетельствует статистический материал, приведенный в труде ученых Самарского филиала МГПУ «Самара — Китай: из века XX в век XXI». Много было и нелегалов.Китайцы спасали свои семьи, оставшиеся на родине, от голода. Поэтому на заработки приезжали молодые мужчины 27-35 лет. Нередко с женами и сестрами. Некоторые из них вступали в брак в Самаре. Согласно сохранившимся в наших архивах спискам общины, многие из китайских семей в Самаре обзавелись потомством. Жили здесь годами, никуда не выезжая. Хотя переселенцам выдавали только временные паспорта, сроком на один год, видимо, их можно было продлевать.

Китайцы жили достаточно замкнуто и не ассимилировались с местным населением. Большинство были неграмотными, едва говорили по-русски. В графе «вероисповедание» они указывали — буддизм. Изредка среди них попадались мусульмане, но это были подданные Под-
небесной тюркского происхождения.

Окончание следует.

Комментарий:

Юлия Гусева, доктор исторических наук, заместитель директора Самарского филиала МГПУ:

— О китайской общине на территории нашей губернии первые упоминания появились в конце XIX века. Тогда она насчитывала около ста человек. Кто-то работал торговцем, кто-то — жонглером в цирке, другие занимались физическим трудом. Со временем количество китайских подданных увеличилось, в Самаре был даже создан Союз китайских рабочих.
 

ТЭГИ:

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации