Секретный фарватер субмарины М-401. Часть 2

29.04.2017

64

Автор: Татьяна Гриднева

Секретный фарватер субмарины М-401. Часть 2

В нашем городе находилась в эвакуации семья конструктора подводных лодок Валериана Дмитриевского.

Просто поражаешься тому, насколько богата история нашего города! Жизнь многих замечательных людей связана с ним теми или иными нитями. Зачастую узнаешь о неизвестных доселе фактах совершенно случайно — стоит только разговорить собеседника. Вот так получилось и с Олегом Ермоловым, бывшим директором двух заводов — «Авиаагрегат» и «Электрощит». Мы с ним беседовали о его коллеге Викторе Земеце. Постепенно разговор перешел к судьбе самого Олега Анатольевича, и он рассказал поразительную историю.

Болшевская «академия»
По всей видимости, арестованный в 1937 году начальник подводного отдела Главного управления кораблестроения ВМФ РККА, военинженер 1 ранга Валериан Дмитриевский попал довольно скоро после вынесения приговора в сортировочный лагерь, а затем в опытное конструкторское бюро. Ведь в 1938-м было принято решение о возобновлении практики использования интеллектуального труда заключенных специалистов.

Согласно сохранившимся документам, Дмитриевский находился в это время вместе с другими особо ценными зэками в лагере неподалеку от станции Болшево, близ подмосковной деревни Куракино.

Отсюда людей направляли в созданные под эгидой НКВД конструкторские бюро различных профилей. Из зэков — специалистов по торпедным катерам была сформирована группа Бжезинского, работать над артиллерийским вооружением и боеприпасами стала группа Беркалова. Там были и доставленные из тюрем специалисты по подводным лодкам, из числа которых образовали группу под руководством Кассациера и Дмитриевского.

Численность болшевской колонии постоянно пополнялась. НКВД прочесывал тюрьмы и лагеря в поисках новой «умственной силы». В апреле 1939 года из Бутырской тюрьмы доставили и «руководителя антисоветской вредительской организации и агента французской разведки» Андрея Туполева. В 1940-м в Болшево привезли чудом не погибшего за год пребывания на Колыме «участника троцкистской вредительской организации» Сергея Королева. Так что компания, в которой находился на отсидке наш герой, была просто исключительной.

Секретный фарватер субмарины М-401. Часть 2

В Болшево доставили также известных ученых: германского политэмигранта математика К. Сцилларда, профессора физики Юрия Румера, специалиста- механика члена-корреспондента АН СССР Александра Некрасова. Последний был арестован как американский шпион. Находясь в составе делегации советских авиационных специалистов в США, он попал под машину и пробыл некоторое время в местной больнице. Там, по убеждению НКВД, передавал американцам секретные сведения.

Впрочем, обвинения в отношении других заключенных болшевской «шарашки» были не менее смехотворными. Математиков и физиков присоединили к группе авиационных специалистов для работы в качестве «расчетно-теоретического центра». Арестованные авиаконструкторы начали работу над проектами самолетов. Для этого один из трех бараков зоны приспособили под чертежный зал.

Перейти на дизели
В 1938 — 1939 годах НКВД рапортовал, что подведомственное ему опытное конструкторское бюро разработало проект новой субмарины с опытной единой энергетической установкой. Это и был продукт деятельности заключенных в «шарашке» инженеров-подводников. Находилось Особое конструкторского бюро №196 НКВД (Остехбюро) уже на территории завода «Судомех» в Ленинграде. Ныне это территория государственного предприятия «Адмиралтейские верфи».
Нужно заметить, что субмарины даже в начале Второй мировой вынуждены были весьма часто всплывать, так как аккумуляторные батареи, питающие электромоторы, очень быстро разряжались. Теоретически выход нашли. Надо выбросить огромные, тяжелые аккумуляторы и заставить дизели работать под водой. Однако воплотить эту идею на практике было очень трудно. Разработку подобного нового единого двигателя замкнутого типа «ХПИ» для экспериментальной подлодки и поручили Валериану Дмитриевскому.

Укротить кислород
Двигателям нового типа нужно было много кислорода. Кроме того, надо было куда-то девать выхлопные газы. Работу дизелей в подводном положении можно было обеспечить при подаче кислорода, хранящегося в жидком состоянии в специальной цистерне. Дмитриевскому, казалось бы, удалось укротить коварный химический элемент.

В 1941-м была построена первая опытная подводная лодка М-401, на которую установили разработанный Дмитриевским двигатель. Лодку с «ЕД-ХПИ» спустили на воду в Ленинграде в июне. С началом войны ее отбуксировали в Горький, а затем в Баку. Находясь в Горьком, Дмитриевский и не подозревал, что его семья живет совсем рядом — в Куйбышеве.

Испытания подлодки продвигались довольно успешно. Однако присутствие большого количества кислорода на борту вызывало проблемы. Иногда происходило
самопроизвольное воспламенение воздушной смеси.

Один из крупнейших отечественных специалистов по непотопляемости подводных лодок профессор Худяков пишет: «Первые взрывы — «хлопки» — происходили еще на опытной подводной лодке С-92, переоборудованной для испытания регенеративного единого двигателя особого назначения, работавшего по замкнутому циклу. Ее конструктором был С.А. Базилевский. А также на экспериментальной подводной лодке М-401 проекта 95 с энергоустановкой «ЕД-ХПИ» — главный конструктор А.С. Кассациер, конструктор энергоустановки В.С Дмитриевский».

Трагедия на Каспии

Затем начались испытания новой подлодки в Каспийском море. Однако произошло непредвиденное. Из рапорта капитана мы узнаем, что 23 ноября 1942 года на подводной лодке М-401 при работе энергоустановки по замкнутому циклу в подводном положении, в результате заклинивания дистанционно управляемого клапана подачи кислорода, в носовом дизельном отсеке возник сильный пожар, едва не закончившийся гибелью корабля. Во время этого возгорания, получив тяжелые ожоги, погиб Валериан Дмитриевский. Подлодка была спасена, но действия конструктора двигателя посчитали странными, и до сих пор они не получили однозначного объяснения.

Продолжение следует.

Биографическая справка
Валериан Степанович Дмитриевский, советский конструктор в области кораблестроения (1902 — 1943 гг.)

1937 — начальник подводного отдела Главного управления кораблестроения ВМФ РККА, военинженер 1-го ранга. Арестован 3 декабря 1937 года. В заключении — сотрудник Особого конструкторского бюро №196 НКВД (Остехбюро), главный конструктор и испытатель экспериментальной подводной лодки «Редо» с единым двигателем замкнутого типа «ХПИ».

1942 — погиб (по другим данным — в 1943 г.) на подлодке М-401 КВФ во время испытаний лодочной энергетической установки.

1948 — присвоена Сталинская премия второй степени — за создание нового двигателя для боевых кораблей. 1956 — реабилитирован.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации