НОЖ в спину пережиткам прошлого. Как в Самару авангардное искусство пробивалось. Часть 2

04.03.2017

121

Автор: Татьяна Гриднева

НОЖ в спину пережиткам прошлого. Как в Самару авангардное искусство пробивалось. Часть 2

Живописец Николай Попов участвует в 20-е годы прошлого века в создании в нашем городе художественно-технических мастерских, привозит в Самару картины авангардистов и встречается здесь с основателями «Нового Общества Живописцев» (сокращенно — НОЖ). Вместе с Самуилом Адливанкиным и Георгием Ряжским он работает тут над манифестом о принципах революционного искусства.

Ценный груз

По акту отдела ИЗО Наркомпроса от 15 августа 1919 года Николай Попов получает для Самарского художественного музея из Государственного музейного фонда 35 картин художников — представителей новейших течений русского искусства 1910-х годов. В том числе Елены Бебутовой, Георгия Якулова, Ольги Розоновой, Казимира Малевича. Несомненно влияние этой коллекции на произведения самого художника, созданные в 1920-е годы. Особенно работ Малевича и Розоновой.

Поступления работ продолжались, и собрание «учебных материалов» для Свомас к 1921 году составляло уже свыше 100 картин.Большинство из них в настоящее время находится в коллекции Самарского областного художественного музея.

К сожалению, просуществовать самарскому ВХУТЕМАСу было суждено лишь два года. Тогда, в начале 1920-х, в регионе было, мягко говоря, не до искусства: бушевали голод и эпидемия тифа. Попов и Адливанкин уехали в столицу, где участвовали в создании Нового общества живописцев (НОЖ), провозгласившего ценность реалистической станковой картины.

НОЖ в спину пережиткам прошлого. Как в Самару авангардное искусство пробивалось. Часть 2

А в Самаре остались их ученики, и некоторые из них выросли в первоклассных художников. В той или иной степени влияние самарского ВХУТЕМАСа сказалось на творчестве старейших самарских мастеров — Павла Меркулова, Василия Ефанова, Ивана Астапова, Николая Ромадина.

НОЖ в спину пережиткам прошлого. Как в Самару авангардное искусство пробивалось. Часть 2

Неосуществленные проекты

Молодые представители авангарда не просто обучали на курсах самарского ВХУТЕМАСа «новому искусству». Они активно участвовали в создании революционной предметной среды — украшали клубы, оформляли улицы к революционным праздникам, сооружали декорации к спектаклям, работали над созданием газеты. Самым значительным проектом самарских художественных мастерских был эскиз неосуществленного памятника Третьему Интернационалу, выражавший «дух пролетариата и мировой революции». Авторами были художники Георгий Ряжский, Николай Попов, архитектор Константин Михайлов и скульптор В. Бибаев. Памятник был заложен 1 мая 1921 года на Театральной площади (ныне площадь им. Чапаева), здесь же состоялась демонстрация его небольшого гипсового макета. Остались воспоминания о том, что на возвышении находилась скульптурная группа из нескольких фигур, поддерживающих шар, что символизировало: мир держится коллективными усилиями пролетариата. Эта конструкция должна была обеспечивать взаимное вращение отдельных частей с привлечением света модели возвышающегося маяка, который, в свою очередь, «озарял» символы освобождающихся стран на импровизированном земном шаре. К сожалению, этот смелый замысел не был осуществлен.

Согласно другому документу революционной эпохи, Попов и Бибаев в составе комиссии обследуют одну из первых революционных скульптур, установленных в Самаре на площади Революции. 7 ноября 1919 года здесь был открыт памятник «Символ освобожденного труда». Он представлял собой рабочего, крепко сжимавшего в одной руке винтовку, а в другой — факел. У его ног лежали атрибуты труда — серп, молот и наковальня. Автор — скульптор самарского Пролеткульта Николай Копылов. Но его произведение вскоре пришло в негодность, поскольку, как отметили члены комиссии, было отлито из гипса, замешанного на холодной воде. Под действием погодных условий материал на- чал буквально разваливаться на куски. Вхутемасовцы предлагают демонтировать скульптуру Копылова и установить новую, отлитую из бронзы. Сырьем должен был послужить материал памятника Александру II. Но все закончилось тем, что самарцы, решив больше не экспериментировать с революционной скульптурой, выкупили для установки на царском постаменте уже готовый памятник Ленину работы скульптора Матвея Манизера.

Роспись Дома печати

Молодые основатели самарского ВХУТЕМАСа активно участвовали в художественной жизни города. 13 июня 1920 года состоялось торжественное открытие Самарского Дома печати. Он расположился в здании самарского отделения РОСТА (угол улицы Саратовской, ныне Фрунзе, и Красноармейской). Одной из главных задач Дома печати было объединение деятельности журналистов, писателей и поэтов.

Прибывшим из столицы художникам предлагают расписать это здание. И вот тут, встретившись с реальными проблемами оформления, друзья понимают, что так любимое ими беспредметное искусство, как и властвовавший в ту эпоху конструктивизм, здесь не подойдут. Художники начинают создавать собственную художественную программу «Наш путь» и задумывают создать собственное Новое общество живописцев. Основная часть идей платформы НОЖа сформировалась еще в 1920-м. Манифест группы был опубликован в 1921 году.

Обсуждение программы общества велось уже шестью членами объединения, к новаторам примкнули Александр Глускин, Михаил Перуцкий и Амшей Нюренберг.

НОЖ в спину пережиткам прошлого. Как в Самару авангардное искусство пробивалось. Часть 2

Окончание следует.

Самуил Адливанкин:
Нам поручили в Самаре роспись Дома печати на совершенно конкретные темы: «Парижская коммуна», «Революция 1905 года», «Взятие Зимнего» и т. д. Эта работа требовала реалистического решения, и мы сделали попытку совместить так называемую «иллюстративность» с нашим пониманием живописной культуры. Это привело нас к мысли о возможности создания новой реалистической формы, на основе современной живописной культуры «левого искусства».

НОЖ в спину пережиткам прошлого. Как в Самару авангардное искусство пробивалось. Часть 2

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации