Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 2

24.09.2016

76

Автор: Татьяна Гриднева

Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 2

(Начало материала можно прочитать здесь)

Путешествие на пароходе

Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 2

Весной 1913 года на большом белом пароходе, пыхтящем и дымящем, шлепающем гребными колесами по необычайно разлившейся Волге, плыли две сестры. Ирине было 11 лет, а Веронике — уже 20. Последняя (по-домашнему Века) — молодая привлекательная барышня, вокруг которой по- стоянно свита поклонников. Ей посвятил стихи юный поэт-конструктивист Илья Зданевич («Золото-солнце волос Вероники», 1908 год). А вскоре по возвращении семьи из Самары на Кавказ молодой художник Сигизмунд Валишевский — Зига отразит ее грацию в рисунке «Зига и Века Берхман — первая пара».

Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 2

Мать Елена Васильевна старательно кутала стоящих на палубе дочек в теплые шали. Ведь известно, что на реке легко простудиться, наглотавшись влажного холодного воздуха. Над водой стоял утренний туман, а по самой Волге еще проплывали осколки льда. Март все же, самое начало навигации!

Высокий и бравый военный в красивом генеральском мундире — cher papa — придумал уловку получше, чтоб увести барышень с палубы:
— Хотите, я вам покажу машинное отделение? — предложил он. Старшая, Века, с радостью согласилась: она всю ночь прислушивалась к тому, как в чреве парохода ворочалось и урчало огромное чудовище, и думала: любопытно было бы увидеть машину, которая двигает вперед целый корабль. Ирина не хотела уходить, повто-ряя:
— Я хочу еще хоть немного посмотреть на это море!
Так она называла безбрежную весеннюю реку.
— Еще насмотришься, в Самаре снимем квартиру непременно недалеко от Волги, — успокаивал ее отец.

Через несколько часов показались высокие колокольни церквей, усыпавшие крутой берег деревянные домишки и карабкающиеся в гору каменные особняки… А вот и пристань с надписью «Самолет». Столпившиеся на нижней палубе пассажиры нетерпеливо ждали, когда подадут сходни. И вот все ринулись на берег. Матросы подхватили чемоданы, помогая пассажирам первого класса вынести на пристань многочисленный багаж.

Высокопоставленный квартиросъемщик
Так 20 марта 1913 года в Самару прибыл новый командир 24-го армейского корпуса генерал-лейтенант Георгий Эдуардович Берхман. Ему в ту пору было 58. За плечами сорок лет военной службы, учеба в Павловском военном училище и Николаевской академии Генштаба. Он последовательно прошел все ступени служебной лестницы. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, а последние шесть лет перед назначением в Самару был начальником штаба Кавказского военного округа.

Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 2

После того как генерал-лейтенант Берхман вступил в командование 24-м армейским корпусом, приказом по Казанскому военному округу от 6 апреля No138 он был назначен начальником гарнизона города Самары.

— Начиная с этой даты, — рассказывает исследователь жизни боевого генерала Николай Ретин, — имя Берхмана и членов его семьи начинают упоминать самарские газеты в хронике местной жизни. 

В Самаре Георгий Эдуардович, как и пообещал младшей дочери, снял квартиру с видом на Волгу. Все в том же доме нотариуса Афанасьева — здании будущей «больницы водников» на углу улиц Вознесенской и Воскресенской. Это указано в Памятной книге Самарской губернии за 1914 год. Его дочерям очень нравилась просторная квартира в каменном доме. Только немного мешали цокот копыт и лязганье колес о рельсы — рядом с домом делала поворот самарская конка. Зато для ее освещения на улице были установлены фонари. Большая редкость по тем временам.

Нового командующего гарнизоном в Самаре приняли хорошо. Приказом по Казанскому военному округу от 9 апреля No145 ему было предоставлено право ношения нагрудной медали в память 300-летия царствования Дома Романовых.

Накануне катастрофы
Вскоре Берхман стал полным генералом. 14 апреля 1913 года за отличие по службе произведен в генералы от инфантерии. 7 мая фотопортрет командира 24-го армейского корпуса в новом чине, его биография и подробный послужной список опубликовал популярный военный и литературный журнал «Разведчик».

Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 2

На европейскую и внутрироссийскую обстановку тех лет, безусловно, влияли Балканские войны 1912-1913 годов с участием пограничных нам Румынии и Турции, исторически и духовно близкими Грецией, Болгарией, Сербией, Черногорией. 24-й армейский корпус, согласно высочайше утвержденному расписанию сборов войск Казанского военного округа, с мая по август 1913 года проходил летние сборы в Тоцких лагерях.

Генерал выехал туда вместе с семьей. Дочь Ирина в своих воспоминаниях сохранила прелесть деревенской жизни в Кирсановке. И даже в эмиграции вспоминала добрые отношения семьи генерала с крестьянами Бузулукского уезда. Мужики постоянно собирались вокруг отца, который вел с ними интересные и понятные беседы об истории, географии и астрономии.

— Вскоре после революции 1917 года, когда крестьяне уже повсюду грабили и убивали помещиков, — вспоминает Ирина, — отец получил письмо из деревни Кирсановки, в котором было сказано, что они всем миром просят его и всю его семью приехать к ним, так как теперь стало плохо всем господам, а они нас всем миром прокормят.

Самарские газеты внимательно следили за проводившимися корпусными учениями. «Волжское слово» сообщало, что «с 24 по 31 августа в Самарском уезде будут происходить маневры 24-го армейского корпуса», что «маневры в Самарском уезде окончены 27 августа, ранее назначенного срока. 29 августа войска прибыли в Самару, в казармы, а войска других губерний — отправились к своим местам расположения».

Георгий Берхман тесно сошелся с нотариусом Афанасьевым — владельцем дома на углу Воскресенской и Вознесенской улиц, который был командором яхт- клуба. И вскоре после возвращения из Тоцких лагерей, а именно 7 сентября 2013 года, на экстренном общем собрании этой организации генерал Берхман и на- чальник дивизии генерал Погорецкий были единогласно избраны в ее почетные члены.

Справка "СГ"
Берхман Георгий Эдуардович (03.04.1854,
Дагестан — 19.02.1929, Марсель, Франция); военный деятель, генерал от инфантерии, Георгиевский кавалер. Православный. Из лифляндских дворян, потомственный военный. Женат, пятеро детей. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, Первой мировой войне, Гражданской войне на стороне белого движения. Награжден многими российскими орденами и медалями, двумя персидскими орденами. Почетный старик Новотроицкой, Елизаветинской, Рязанской и Кавказской станиц Кубанского ка- зачьего войска. С 1920 г. в эмиграции: Турция, Болгария, Франция. Захоронен на русском кладбище Кокад в Ницце.

Продолжение следует.


Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации