Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 1

19.09.2016

239

Автор: Татьяна Гриднева

Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 1

Здание, в котором ныне располагается филиал Самарского медицинского клинического центра Федерального медико-биологического агентства, — не просто памятник архитектуры, он связан с судьбами множества знаменитых людей.

С капелькой «лирики»

Юрисконсульт Самарской больницы филиала №1 Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства» (вот такое нынешнее полное официальное название!) Николай Ретин по поручению руководства и по зову собственного сердца уже несколько лет изучает историю одного из старейших медицинских учреждений нашего города. Полковник полиции в отставке, он в своих исследованиях точен и скрупулезен. Все опирается на документы, архивные справки, приказы и чертежи. Но чтобы попытаться воссоздать историю многих жизней, связанную со старинным зданием на пересечении улиц Пионерской (Воскресенской) и Степана Разина (Вознесенской), без «лирики» и предположений не обойтись. Попробуем заняться этим, опираясь на предоставленный Николаем Федоровичем обширный материал.

Филарет Засухин постарался

Первая информация об участке на углу улиц Вознесенской и Воскресенской встречается в документах городской управы за 1871 год. В реестре по взиманию налогов с недвижимого имущества за вышеуказанный год владельцем данного участка значится помещик Иван Лобанов. Здесь располагались деревянный на каменном полуэтаже флигель, деревянные же торговая лавочка и службы.

Лобанов являлся владельцем участка до 1889 года. Далее хозяйкой становится Серафима Лобанова, дворянка.

В раскладочных ведомостях за 1898 год владельцем дворового места в 1-й части Самары, в 22-м квартале, на углу улиц Вознесенской и Воскресенской уже значится ученый управитель Александр Топорнин. Здесь располагались: на улице — полутораэтажный полукаменный дом, а во дворе — деревянный одноэтажный флигель, каменная кузница и деревянные надворные строения.

В августе 1899 года дворовое место Топорнина перешло в собственность жены коллежского асессора Анастасии Афанасьевой согласно отношению старшего нотариуса Самарского окружного суда от 12 августа 1899 года за № 6479.

5 апреля 1900 года хозяйка подала прошение в Самарскую городскую управу с просьбой разрешить ей построить двухэтажный каменный с подвальным жильем дом по плану архитектора Филарета Засухина и каменные службы на принадлежащем ей месте на углу улиц Вознесенской и Воскресенской. 21 апреля 1900-го Управа выдала такой документ. И к 1903 году Самару украсило очередное прекрасное здание по проекту известного самарского архитектора Филарета Петровича Засухина.

Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 1

Смерть 13-го губернатора

В окладной книге за 1901 год владельцем участка на углу улиц Воскресенской и Вознесенской числится коллежский асессор Михаил Семенович Афанасьев, видный общественный деятель Самары и прекрасный юрист.

Этот городской нотариус был гласным городской думы Самары, первым командором Самарского речного яхт-клуба. Возможно, с него и началась таинственная связь старого дома с Волгой и кораблями.

На участке в это время располагалось следующее. На улице — трехэтажный каменный дом на 91 кв. сажень (13х17): на первом находились кухня и хозяйственные помещения, на втором — квартира хозяина; третий сдавался внаем. Во дворе — каменные конюшня, каретник и две погребицы.

Наиболее продолжительное время (с 1904 по 1911 год ) жилье в доме Афанасьева снимал Юрий Долгов, выслужившийся за это время от помощника присяжного поверенного до присяжного поверенного Самарского окружного суда.

И вызывающе, как бы в пику этим юристам, российские «бомбисты» рядом с их жильем и местом работы совершили свой чудовищный теракт. 21 июля 1906 года около семи часов вечера на перекрестке улиц Вознесенской и Воскресенской в результате эсеровского теракта взрывом бомбы был убит самарский губернатор Иван Блок.

13-й губернатор Самары был красивым, интеллигентным человеком. Он приходился дядей знаменитому поэту Александру Блоку, не чуждому революционной романтики. Но слепая ненависть и терроризм не щадят никого. Потомственный российский дворянин Иван Львович Блок имел большую семью. В Самару он приехал с женой Марией Митрофановной (в девичестве Орловой), двумя сыновьями и четырьмя дочерьми. Старший его сын, Иван, после печальной гибели отца застрелился в здании школы в возрасте 15 лет. Самый младший — Левушка — после двойной потери начал заикаться, вследствие чего бросил гимназию. Самара горько оплакивала своего губернатора. Сохранились фото пышных и многолюдных его похорон.

Дом на перекрестке, полный тайн. Легенды и были «больницы водников». Часть 1

Особый квартирант

Жилье в этом доме часто снимали священнослужители расположенного поблизости Вознесенского собора. В том числе его настоятели: протоиреи Иванов (в 1911 и 1915 годах), Майеранов (с 1916 года) и другие. В 1913-1914 годах жилье также сдавалось внаем Иосифу Белявскому, члену благотворительного общества при римско-католической церкви. И все же самым именитым и высокопоставленным квартиросъемщиком в доме Афанасьева был генерал от инфантерии Георгий Берхман — командир 24-го армейского корпуса, начальник самарского гарнизона, будущий герой и победитель турок во всемирно известном Сарыкамышском сражении 1914 года. При нем активизировалось обустройство войск самарского гарнизона. Строились новые казармы, к ним подключалась канализация. В городских зданиях его стараниями были размещены штаб 24-го армейского корпуса, канцелярии штабов корпусных частей и отдельные воинские подразделения.

В августе 1915 года дворовое место Афанасьева перешло в собственность сына коммерции советника Петра Васильевича Сурошникова.

Небольшое отступление. Потомственный почетный гражданин Сурошников был одним из подписавших в 1909 году совместно с Афанасьевым и другими ходатайство перед Самарским губернатором Якуниным об утверждении устава Самарского речного клуба и разрешении его деятельности. А в 1913-м генерал Берхман был избран в почетные члены самарского речного яхт-клуба. Вот вам и знаки судьбы, которые, оказывается, являются не только людям, но и домам!

С января 1919 года началась новая, уже «медицинская», история здания. Для оказания помощи судовым рабочим при амбулатории Водного Транспорта и в том же здании, где размещалась она, аптека и Страховое Бюро, начала функционировать больница. Адресом больницы работников Водного Транспорта указывается бывший дом Сурошникова, угол Воскресенской и Вознесенской №52. Именно тогда начал складываться самарский топоним «Больница водников», дошедший до наших дней.

В 1964-м здание было реконструировано, сооружен дополнительный этаж. По сведениям Николая Ретина, это было последней работой знаменитого потомственного самарского архитектора Петра Александровича Щербачева. Уже в наши дни творение двух мэтров архитектуры (Засухина и Щербачева) признано объектом культурного наследия регионального значения. Дело осталось за давно назревшей реставрацией, ее ждут и врачи, и их пациенты.

Справка «СГ»


М.С. Афанасьев

Родился 4 мая 1862 г. В 1885 г. окончил юридический факультет Императорского Харьковского университета со степенью кандидата права. В 1892 г. подал прошение о назначении его на должность нотариуса. 10 июля 1892 г. председатель Самарского окружного суда В.И. Анненков постановил привести М.С. Афанасьева к присяге и выдать ему свидетельство на право открытия нотариальной конторы в городе Самаре и на право заказа себе печати. Нотариальная контора находилась в доме Е.Н. Аннаева на Алексеевской площади, а с 1904 г. — в доме его жены на углу ул. Вознесенской и Воскресенской.

И.Л. Блок
Родился 28 февраля 1858 г. в Санкт- Петербурге. Окончил Санкт-Петербургское императорское училище правоведения. До Самары был уфимским и бессарабским вице- губернатором, затем гродненским губернатором. В Самаре разместился в каменном особняке на ул. Казанской (совр. А. Толстого) улице. Блок решительно пресекал антиправительственную деятельность, энергично подавлял революционные выступления. 21 июля 1906 г. губернатор задержался с работы на час. Его экипаж около 19.00 оказался на углу улиц Вознесенской и Воскресенской. После поворота террорист Григорий Фролов подошел совсем близко, шагов на восемь, и с плеча бросил бомбу. Блок был фактически разорван на куски.

ТЭГИ:

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации